ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ХАМСТВО

0
275

Юрий Лемехов, психолог

2 вида хамства: культурное и психологическое

Эта статья посвящена психологии оскорблений. Уверен, что вы – люди культурные и тактичные, гадостей никому не говорите. Но бывает так, что в ходе разговора собеседник на вас обижается.

Вы пытаетесь понять, что же его так задело, что обидело?

Не найдя ответа, вы, однако, мучительно задаете себе вопрос: «Не являюсь ли я хамом? Не оскорбляю ли я людей? Пусть даже это выходит невольно, бессознательно».

Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе. Пожалуй, логичнее всего начать с видов хамства. Оно бывает культурным и психологическим.

Хамству можно дать следующее определение: оскорбительное обращение одного человека с другим (к другому), вследствие которого напрямую задеваются личностные качества и черты характера; где один человек заведомо ставит себя выше другого, всячески подчеркивает свое превосходство в интеллекте путем неверного общения и поведения с партнером. Тот, кто хамит, не считает за равного адекватного и умного того, кому хамит.

С культурным хамством все просто.

Если Вы прямо не назвали человека дураком, идиотом, недоноском или другими непристойными словами – то здесь все в порядке.

Сложнее с хамством психологическим.

Сразу перейду к примеру. Вдумайтесь во фразу: «Вы меня не так поняли». На уровне сознания все в порядке. Ну, не понял один человек другого – с кем не бывает. А что в это время считывает наше подсознание?

Уважаемый Читатель, Вы абсолютно правы – эта фраза означает: «Вы глупец!».

Ведь я считаю себя Умным человеком и великолепным Оратором, умеющим Доступно и Понятно излагать материал. На столько Доступно, что Понятно это должно быть Каждому Умному Адекватному Человеку. Но раз Меня не поняли (а я о себе хорошего мнения), значит, считая себя правым, я подсознательно называю собеседника дураком.

Очевидно, что умного человека «НЕ ТАК» понимать может только глупец. Примером тому может послужить забавная поговорка из моего детства: «Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то — не так».

Предлагаю Вашему вниманию ряд фраз, употребление которых желательно избегать, чтобы не задеть Вашего собеседника:

«Ты пойми». «Успокойся». «Сколько раз можно повторять!» «Ты ничего не понимаешь!» «Ну как же можно этого не знать!» «Как, Вы не знаете таких элементарных вещей???» «Если бы ты все понимал с первого слова!».

Продолжение на следующей странице: