Аппетит ребенка и психологические особенности
Плохой аппетит у здоровых детей нередко объясняется их психологическими особенностями, а также некоторыми моментами семейного воспитания. Так как же взаимосвязаны аппетит ребенка и психологические особенности его личности? Например, часто встречаются ситуации, когда мама регулярно заставляет ребенка есть, а малыш упрямится. Почему?
Приемы пищи в таких случаях превращаются в борьбу матери и ребенка. В результате происходит формирование устойчивого стереотипа отношений, характеризующегося тем, что вид пищи и стола у ребенка вызывает защитную реакцию – упрямство и отказ.
Итак, вследствие принудительного кормления у ребенка могут сформироваться следующие психологические особенности:
• У малышей с покладистым, мягким характером могут возникнуть скрытый страх, тревожность, которые маскируются капризами во время приемов пищи.
• Дети медлительные и флегматичные, как правило, едят медленно. Взрослые начинают их торопить, заталкивать ложку за ложкой в рот, полный пищи. Поэтому кормление становится пыткой и для детей, и для их родителей. Вследствие этого у малышей возникает негативное отношение к еде, формируется плохой аппетит, появляются психологические травмы.
• Если ребенок чувствителен, впечатлителен, то отрицательные эмоции страха, насилия, упрямства, обиды начинают ассоциироваться у него с определенной пищей, обстановкой и сохраняются в подсознании. Причем чем младше ребенок, тем труднее впоследствии определить причину, из-за которой у ребенка плохой аппетит.
Нередко возникают ситуации, когда дети, которые дома всегда плохо едят, в детском саду едят хорошо, хвалят те блюда, которые готовят повара детского сада. Иногда и в гостях малыши с аппетитом съедают все те угощения, которые им предлагают.
Но бывают и противоположные ситуации. В садике ребенок отказывается от пищи, а дома ест с большим аппетитом. Все это характерные признаки стресса. Поэтому, если у ребенка плохой аппетит, родители должны относиться к нему с особенным терпением и пониманием, учитывать его психологические особенности. Именно взрослые в значительной степени бывают виноваты при появлении нарушений питания у детей.
Как устранить психологические проблемы плохого аппетита?
В этом могут помочь рисование, сказки, а также смена обстановки.
• Ребенку можно предложить нарисовать, как обедает семья медведей (или любых других животных), и придумать вместе историю о медвежатах, которые мало кушают. Здесь важно подсказать малышу, как можно иначе вести себя во время приема пищи, как получать от еды удовольствие. Кроме того, стоит рассказать о том, почему человеку требуется полноценное питание. При этом стоит избежать «чтения нотаций». Лучше сочинить интересную историю.
• С малышом можно поиграть в игру «Упрямый ребенок за обедом». При этом в роли капризного ребенка должен выступать взрослый. А малыш, наоборот, должен быть мамой или папой. Прямых фраз о том, что «ребенок» в игре будет вредничать, капризничать, как обычно за обедом, стоит избегать. Играть должно быть весело смешно.
• Можно постараться переломить стандартные стереотипы, предложив малышу пересесть за обедом на место папы и есть как он. Кроме того, можно похвалить ребенка, даже если он съел мало, и сказать, что папино место волшебное и что все, кто сидит на нем, всегда хорошо едят. Можно также посадить ребенка есть за журнальный столик и придумать игру о подготовке к космическому полету, сказав, что космонавту надо соблюдать особенный режим питания. Так или иначе, взрослые должны стараться сделать так, чтобы с тем местом, за которым ребенок принимает пищу, у него были связаны положительные эмоции.
Родители, учитывая психологические особенности своего ребенка, его увлечения могут придумать и другие варианты игровой деятельности.
Проблемы полных детей
Во многих детских коллективах можно встретить упитанных, полных детей. Часто причиной полноты в детском возрасте становится элементарное переедание. Этому нередко способствуют взгляды окружающих взрослых, считающих, что чем больше ест их ребенок, тем более здоровым он вырастет. А между тем употребление мучных продуктов, содержащих большое количество калорий, ведет к набору лишних килограммов.
Полнота у ребенка: психологические аспекты
Полные дети с легким характером, окруженные любящими взрослыми, могут вырасти счастливыми.
Однако в детских коллективах полных малышей часто дразнят. Они чувствуют себя одинокими и несчастными, могут становиться изгоями в своих группах или классах. Таким детям лишний вес приносит страдания. Психологические проблемы приводят к неуверенности в себе, заниженной самооценке, вызывают детские обиды.