Детский церебральный паралич – причины и прогноз
Детский церебральный паралич - это группа нарушений двигательных и проводящих функций мозга, возникающих в результате его интоксикации, повреждения внутриутробно, или в младенческом возрасте. Эти расстройства возникают с момента рождения малыша и присутствуют, не прогрессируя, на протяжении всей его жизни. Детский церебральный паралич – причины и прогноз заболевания находятся на пристальном изучении медиков уже не один десяток лет.
К сожалению, это заболевание является неизлечимым. Но существуют средства, способные значительно облегчить жизнь больных детским церебральным параличом.
Двигательные функции при ДЦП обычно бывают слабы в какой-либо определённой мышечной группе. У человека нарушена походка, нет координации в движениях рук и ног. Мимическая мускулатура также имеет непроизвольные движения, нередко больные не могут держать голову. При детском церебральном параличе возможен сохранный интеллект, а у некоторых больных интеллектуальное развитие и речь сильно нарушены, вплоть до умственной отсталости и невозможности разговаривать.
Причины возникновения детского церебрального паралича
Основной причиной возникновения детского церебрального паралича является гипоксия плода ещё в утробе матери, нехватка кислорода или удушье младенца, черепно-мозговые травмы в процессе родов или сразу же после рождения. Внутриутробное кислородное голодание может быть вызвано токсикозом беременности, нарушением развития плаценты и недостаточное плацентарное кровообращение, инфекции во время беременности.
Повреждение мозга ребёнка и, как следствие, развитие детского церебрального паралича может произойти при родовых травмах головы ребенка вследствие узкого таза матери, слабости родовой деятельности, затянутые по времени или чересчур стремительные роды, неправильное ведение родов, преждевременная отслойка плаценты, неправильное предлежание плода и неаккуратное наложение акушерских щипцов.
Во многих же случаях возникновение детского церебрального паралича связано с инфекционным процессом или вирусным заболеванием матери во время беременности. Учёными предполагается, что ДЦП возникает после внутриутробного влияния вирусов или инфицирование ребёнка сразу же после рождения, например, вирусом герпеса. Вирус повреждает нервную ткань малыша, принося такие грозные и непоправимые последствия.
Спровоцировать детский церебральный паралич может и развившаяся сразу же после рождения гемолитическая болезнь, или «ядерная желтуха», во время которой вызывается глубокая интоксикация головного мозга малыша. К гемолитической болезни младенца приводит резус-конфликт крови матери и плода, несовместимость по группе крови, патология развития печени ребёнка.
Гипоксия плода, возникшая по разным причинам, приводит к развитию детского церебрального паралича, и недоразвитию определённых структур головного мозга малыша. Повреждённый мозг даёт раскоординированные сигналы по проводящим нервным путям, это ведёт к нарушению рефлексов, неправильному развитию мышечного корсета в скелете ребёнка и возникновению у него патологических непроизвольных движений.
Симптомы детского церебрального паралича, их выраженность и интенсивность зависят напрямую от степени поражения головного мозга ребёнка. Чаще всего возникают формы ДЦП с симметричным патологическим проявлением конечностей, преимущественно – нижних, чуть реже — верхних конечностей. Это приводит к отсутствию упорного рефлекса младенца, и в раннем младенчестве ребёнка поставить на ножки невозможно, самостоятельно ходить малыш начинает в лучшем случае к возрасту 2–3 года. При ходьбе у ребенка можно заметить сразу нарушение походки: малыш стопу при ходьбе ставит на носочки. Конечности, поражённые ДЦП, могут сильно отставать в росте или быть неодинаковой длины, сильно искривлёнными.
Лечение детского церебрального паралича и прогноз на будущее
Родители малыша, которому диагностировали детский церебральный паралич, сразу задают вопросы врачам: возможно ли излечение этого заболевания? Есть ли надежда, что нервная, двигательная и мышечная координация при ДЦП будет со временем реабилитирована при помощи специального лечения? Как помочь малышу с ДЦП?
К сожалению, детский церебральный паралич на сегодня является неизлечимым заболеванием. Хотя медиками и физиологами разработаны целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение жизни больного. Прежде всего, это регулярные и продолжительные курсы лечебной физкультуры и массажа.
Средства, снижающие спастический тонус мышечного корсета ребёнка, назначает врач при высоком тонусе мышц малыша. Обязательно как лечебная физкультура, так и массаж направлены на то, чтобы суставы ребёнка оставались подвижными.
Дополнительными методами реабилитации малыша с детским церебральным параличом может стать плавание, физиолечение, грязелечение и парафиновые аппликации на суставы конечностей, грязевые укутывания, гидромассаж. Врачом дополнительно может быть назначено лечение для улучшения питания головного мозга, активизация обменных процессов в нём и микроциркуляции крови в капиллярах мозга.
В особенно сложных случаях с резко выраженной спастикой в конечностях прибегают к хирургическому вмешательству, которое направлено на удлинение сухожилий, нормализацию положения костей в конечностях, возвращение суставам подвижность. Однако хирургические вмешательства не решают проблемы полностью: скелет ребёнка растёт, и спастические явления возвращаются со временем.
Не надо опускать руки!
Несмотря на всю серьёзность заболевания и неизлечимость его, при правильном уходе и регулярных занятиях возможно больного ребёнка максимально приспособить к жизни. Сегодня дети, больные детским церебральным параличом, занимаются спортом, танцами, искусством, ручным трудом, получают образование в школе наравне со здоровыми детьми, учатся в институтах и с блеском его заканчивают. Если патология не затронула умственные способности малыша, то почти полноценная жизнь вполне возможна!
От родителей и людей, которые окружают ребёнка, больного детским церебральным параличом, зависит, будет ли ребёнок в дальнейшем приспособлен к жизни, сможет ли он обслуживать себя, учиться, получать навыки и образование, работать в будущем.
Малыш с ДЦП всегда понимает, что он не такой, как все. И только родители способны внушить ему и дать уверенность, что он не хуже, чем другие дети. Ребёнок обязательно должен общаться со сверстниками – как с ДЦП, так и со здоровыми, и социальное общение подчас лечит лучше, чем самые передовые лекарства. Только родители и близкие люди способны воспитать у малыша упорство, оптимизм, силу духа, веру в себя и трудоспособность.
Форму заболевания и степень тяжести ДЦП диагностирует врач - невропатолог. При легкой степени болезни ребенок вполне обучаем, может передвигаться сам, быстро приобретает навыки самообслуживания. Дополнительную помощь от взрослых требует ребёнок со средней степенью ДЦП. Тяжелое течение детского церебрального паралича делает ребёнка полностью зависимым от взрослых.
Правильно, если в семье ребёнку с ДЦП дают посильные задания, которые он может выполнять. В этом случае у малыша будут развиваться навыки и стремление к новой деятельности. Малыш, делая домашние дела наравне со всеми, никогда не будет пассивен. Очень полезно для развития координации движений, например, самостоятельное одевание или вытирание пыли с мебели, собрание игрушек с пола.
Большое значение для развития малыша с ДЦП имеют игры – как сюжетно - ролевые, так и логические, а так же спортивные с посильной нагрузкой. В играх у малыша правильно формируется речь, развивается координация движений, улучшается состояние мышечной массы.
Ребёнку, страдающему детским церебральным параличом, необходимо общение с другими детьми. Начать социальный контакт между детьми можно во время прогулки, совместных игр детей в песочнице, например. Стоит объяснять ребёнку правильное поведение в общении, решение возникающих ситуаций.
К сожалению, зачастую дети дразнят или сторонятся больных сверстников. Для того, чтобы ребёнок не замкнулся в себе после неудачного опыта общения, потребуется немало сил и терпения у родителей – объяснить, что он – другой, но это не означает, что – хуже. Об общении можно договориться с родителями здоровых детей, чтобы они объясняли своим малышам о необходимости общаться с детьми «особыми».
Можно устраивать дома детские праздники, приглашая к себе ребятишек - соседей, устраивая для всех игры или играя в театр. В таком общении дети привыкают друг к другу, и дальнейшее общение будет проходить без проблем.
Нужно узнать, существуют ли в городе специальные детские сады и школы для детей, страдающих ДЦП, ведь ребёнок нуждается как в общении со сверстниками, так и в обучении. В крупных городах существуют специальные реабилитационные центры, специалисты которых занимаются с такими детьми. Ребёнка с лёгкой степенью ДЦП и отсутствием нарушения умственных способностей возможно обучать в обычной общеобразовательной школе, предварительно позанимавшись с ним по развитию воли и уверенности в себе.
Если ребёнок не может посещать обычную школу, а специализированных в этом городе нет, нужно подумать о домашнем обучении малыша или обучении по интернету, в данное время это возможно.
Проблему социальной изоляции ребёнка может решить специализированный интернат для детей с детским церебральным параличом. В таком интернате ребенок общается с равными ему, получает базовые знания, приобретает основные трудовые навыки, и даже профессиональную ориентацию. Как правило, в таких интернатах работают опытные педагоги - дефектологи, психологи, логопеды и инструкторы по лечебной физкультуре.
Чем раньше будут начаты коррекционные действия родителей, тем легче и активнее будет происходить адаптация к окружающему миру. Какой бы степени ни был у ребёнка детский церебральный паралич - причины и прогноз на будущее поможет определить специалист - психоневролог. В любом случае, нужно обязательно консультироваться со специалистами на всех этапах реабилитации ребёнка.
Планомерная, целенаправленная и терпеливая работа родителей способна максимально приспособить ребёнка, больного детским церебральным параличом, к жизни. Стремление что-то делать в жизни и достигать всё новых вершин у ребёнка возникает лишь в окружении любящих его людей, помогающих ему расти физически и духовно.