Важная задача научить думать
Проще всего развивать логические способности в игре. Игра лишена назидательности, и ребенок охотно будет выполнять интересные задания. Любое размышление начинается с более или менее отчетливого осознания проблемы. Человек осознает, что столкнулся с чем-то пока непонятным, и ищет ключ к разгадке. Этим ключом может быть, например, необходимость физического действия (конфета лежит на шкафу — как ее достать?) или умственного усилия (что соврать маме, когда конфета будет съедена?).
Чем больше вопросов задает ребенку жизнь, тем больше он сам задается вопросами. После осознания проблемы следует поиск оптимального пути ее решения. Например, сломать шкаф совсем или залезть на него, поставив рядом стул? Мозг оценивает варианты и выносит свое суждение. Чем старше ребенок, тем ярче проявляется критичность мышления и тем меньше ошибок он совершает в выборе оптимального варианта. У совсем юного, трехлетнего мыслителя критичность либо вовсе отсутствует, либо крайне низка. Поэтому в качестве критика его мыслительных усилий выступает мама, которая не верит, что конфету съел Спайдермен. Важная задача научить думать – не каждому родителю по плечу.
Но не все так просто. Мышление - сложный процесс, состоящий из операций нескольких видов. Нам кажется, что нас озарило, а на самом деле за доли секунды мы поэтапно совершили обобщение, сравнение, абстрагирование, классификацию, становление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей - и проявили способность рассуждать. Все эти операции взаимосвязаны и протекают в рамках каждого мыслительного акта. Если где-то посередине случается сбой, мысль не рождается. Поэтому хорошо бы отрабатывать операции - по отдельности или в комплексе. Дети могут тренировать логические способности только в игре.
Подойдет любой известный стишок для того что бы научить ребенка думать. Для старта хватит даже простого четверостишия про зайку, которого бросила хозяйка. Взрослый приглашает детей подумать над сюжетом. Почему зайка остался под дождем? Почему его бросила хозяйка? Почему он промок до ниточки? Почему не смог слезть со скамейки? И выясняется, что девочка забыла про зайчика, и вымок он из-за дождя, потому что дождь - это вода, а вода мокрая. И зайчик не смог слезть со скамейки, потому что он игрушечный, а игрушки сами не ходят. Таким же образом можно обсудить рассказ или мультфильм, а можно проанализировать события из жизни самих детей - так можно при помощи важной задачи научить ребенка думать. Приготовьте карточки с изображениями любых предметов, животных, растений. Ведущий берет карточки в произвольном порядке и выкладывает в ряд. Игроки должны связать изображения в логическую цепочку. Например: дождь, огурцы, медведь, диван. Вариант связки: медведь под дождем собирал огурцы, устал и пошел спать на диване. Переворошите на столе цветные бусины, камушки, ракушки и другую мелочевку. Цель игры - разделить эту кучу на группы сходных предметов. Игра обязательно должна проходить под присмотром взрослого: юные исследователи непременно захотят проверить, сколько бусин влезет в ноздри или в уши.
Заранее нарисуйте на плотной бумаге человека, кошку, курицу, машину, рубашку - все, что подскажет фантазия; «забыв» изобразить колеса у машины, ноги у курицы, руки у человека, хвост у кошки, рукав у рубашки и т. д. Недостающие детали нарисуйте на другом листе и вырежьте. Предложите малышу сначала рассмотреть внимательно первый лист – это часть самой важной задачи научить ребенка думать. Трехлетний ребенок с уверенностью назовет, чего не хватает. И с удовольствием найдет недостающие части и приложит их к картинке.