В каком возрасте ребенок начинает говорить
Для нормального личностного развития ребенка важнейшим условием является полноценное и своевременное овладение им родной речью, причем формирование ее проходит в несколько этапов. Каждый этап охватывает определенный возраст ребенка, наиболее продуктивным считаются периоды от 6 месяцев до года и от 3 до 4 лет. Именно в этот небольшой отрезок времени ребенок постигает основные языковые закономерности и примерно к 4-м годам в его словаре имеется уже около 1 тыс. слов. К этому возрасту ребенок уже может строить предложения, учится грамматически их оформлять, соблюдая необходимые нормы. Ребенок 4-х лет способен пересказать простую сказку, дать простой анализ обычных бытовых ситуаций, объяснить те или иные свои действия.
Специалисты, изучающие вопросы особенностей детской речи, подробно, поэтапно описали эти периоды, однако многие родители нередко переживают по поводу того, что их малыш, как им кажется, не говорит так хорошо, как должен бы. О том, в каком возрасте ребенок начинает говорить правильно, как развивается его речь, квалифицированно сможет объяснить специалист, чтобы успокоить родителей. Мы же, в свою очередь, приведем примерный возраст, когда в детской речи появляются определенные явления и обозначим их примерную последовательность. Оговоримся сразу, что сроки, приведенные ниже, отнюдь не являются обязательными и жесткими. Формы речи ребенка могут развиваться с учетом пола ребенка, его индивидуальных особенностей. Изучая вопрос о том, в каком именно возрасте ребенок начинает говорить, следует помнить, что несмотря на вполне возможную растянутость этих сроков, в определенный период указанные формы речи должны проявляться, и если этого не происходит, родителям имеет смысл насторожиться.
1. В возрасте 1-2 месяцев в криках малыша появляется интонация, родители способны отличить, когда ребенок выражает удовольствие криком, а когда напротив, чем-то недоволен.
2. В период от 1,5 до 3 мес. ребенок гукает, гулит, может повторять за родителями отдельные звуки, слоги.
3. В 4-5 мес. появляется детский лепет, малыш может повторять звуки, чем-то напоминающие некоторые слова, которые состоят из одинаковых слогов.
4. В возрасте 8 мес-1 года и 2 мес. в речи ребенка появляются первые лепетные слова, в составе которых преимущественно открытые слоги – «няня», «тата», «ляля» и т.д.
5. В 1,5-2 года ребенок в общении с родителями может связывать 2 слова.
6. В 2-2,5 года у ребенка активно растет словарный запас, он может спрашивать название предметов и явлений.
7. В 2,5-3,5 года ребенок способен уже изменять слова по падежам, числам, родам. В этом же возрасте он начинает сочинять свои собственные слова, которые, тем не менее, формируются им по законам языка.
8. В 2,5-3,5 года малыш может в процессе игры, или другого занятия проговаривать свои действия.
Всем родителям, интересующимся, в каком именно возрасте их ребенок начинает более или менее нормально говорить, следует помнить, что развитие речи у девочек и у мальчиков имеет свое отличие. Девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков, их словарный запас быстро пополняется новыми словами, обозначающими предметы. Довольно поздно девочки начинают строить фразы, но, подражая взрослым, стремятся говорить правильно. Мальчики начинают говорить позже, они быстрее осваивают слова, обозначающие действие, грамматический строй у них формируется довольно рано, однако гораздо чаще их речь изобилует «собственными словами». Девочки и мальчики нередко по-разному оречевляют одну и ту же ситуацию.
Итак, в каком возрасте ребенок начинает нормально говорить и каковы признаки нормального развития его речи?
А) Ребенок нормально физически развит для своего возраста, у него нет неврологических недугов.
Б) Со знакомыми людьми, родителями, малыш общается довольно активно, но может стесняться говорить с незнакомым человеком.
В) Ребенок, если его попросить, повторяет за взрослыми все, что те говорят.
Г) С помощью своей речи малыш способен решить большинство своих проблем.
Д) Малыш стремится самостоятельно исправлять свои речевые ошибки, он прислушивается к собственной речи.
Когда родителям имеет смысл начинать тревожиться по поводу неблагополучного развития речи у ребенка?
А) У ребенка имеются тяжелые болезни, в частности, неврологические, развитие его проходит с задержкой.
Б) Предложения и слова ребенок не хочет повторять за взрослыми, или делает это весьма неохотно.
В) На просьбу повторить слово ребенок молчит или уходит, будто бы не слышит.
Г) Со своими проблемами ребенок не обращается к взрослым, пытается решать их сам.
Д) Он говорит на своем языке, понятном только ему, и ребенку безразлично, что его не понимают.
Е) Речь сверстников ребенка значительно лучше развита.
Когда малыш появляется на свет, он еще не знает никаких законов языка, однако в определенный период он способен усвоить эти правила и нормы, поскольку на этом языке говорят окружающие люди. Слышимая ребенком речь имитируется им, посредством чего реализуется языковая способность. Однако речь ребенка – это не просто повторение образов, а в немалой степени творчество, благодаря которому речь становится средством общения, познания и т.д. В случаях, когда по тем или иным причинам имитационная деятельность у ребенка вовремя не формируется, возможно неполноценное развитие речи, тяжесть которого может быть разной.
Логопеды выделили основные факторы, которые обуславливают задержку темпов формирования речи у ребенка, объединив их в две группы.
1. Несовершенные социальные условия и педагогические просчеты. При недостаточном или напротив, чрезмерном внимании к ребенку в детских учреждениях или в семье возможно неправильное воспитание.
2. Недостаточность или несформированность неврологической или сенсомоторной основы речи ребенка, что предполагает помощь специалистов (консультации, регулярные занятия).