Виды йоги для оздоровления организма
Предполагается, что посредством освоения этих ступеней ученик в итоге достигнет главной цели — освобождения. Для него закончится земная жизнь, наполненная страданиями, и начнется другое, безмятежное существование. Впрочем, тревожиться, что йога учит быстрой смерти, не стоит, скорее она помогает продлить земную жизнь, чтобы дать возможность достижения освобождения в текущем воплощении. Поговорим в статье про все виды йоги для оздоровления организма.
Первые две ступени, яма и нияма, — это этические правила и виды йоги, которые обязательно предшествуют «асанам», то есть физическим упражнениям. Яма включает в себя пять принципов. Первый принцип — учит не причинять вред живым существам. Второй принцип — сатья — правдивость — это воздержание не только от лжи, но и от самообмана. Третий принцип вида — астея — не присвоение чужого, недопущение воровства. Четвертый — анариграха — отказ от обладания ненужными вещами, от стяжательства. Пятый — брахмачарья — воздержание, отстранение от чувственности в широком смысле. Нужно заметить, что разные учителя йоги склонны давать принципам разную трактовку: так, брахмачарья может считаться в одной традиции полным сексуальным воздержанием для оздоровления организма, а в другой — сексуальной умеренностью, допускающей близость с одним партнером.
Следующая ступень, вид нияма, переходит от ограничений к рекомендациям. Считается, что с освоением первой ступени йоги сознание ученика освобождается от пороков и готово принять добродетели, среди которых также выделяют пять основных. Шауча — чистота, внешняя и внутренняя. Сантоша — удовлетворенность тем, что имеешь. Тагас — усердие в практике, самодисциплина. Свохья — самопознание и изучение духовной литературы. Ишвари-пранидхана — вверение себя Высшему началу, посвящение плодов всех своих действий божественной силе для оздоровления организма. Кроме того, в некоторых других традициях указываются и дополнительные принципы ниямы — это сауманасья (благожелательность), нагара (бесстрастность), мандхатар (вдумчивость), аваща (независимость), мантра-бадья (знание мантр), дамсанавант (обладание необыкновенной силой) а нишгратидвандва (отказ от наличия противников).
Далее практикующий приступает к асанам, — упражнениям, соответствующим третьей ступени. Асаны нужны для тренировки тела. Подход утилитарный: здоровый человек может с легкостью переносить часы неподвижного сидения в медитации. Умение концентрироваться на ощущениях в мышцах облегчает процесс освоения медитативных техник, а вытянутый позвоночник и раскрытые суставы способствуют выравниванию внутренних энергетических каналов. Списка обязательных к выполнению асан «Йога-сутры» Патанджали не дают, но их приводят другие источники, например, «Хатха-йога Прадипика» (датируется XV-XVI веками н.э.). Здесь асаны формируются в определенные последовательности, начинающиеся с цикла Сурья Намаскар («Приветствие Солнцу»), повторенного несколько раз. Затем следуют позы стоя, наклоны, позы сидя, лежа, перевернутые позы и завершающая Шавасана. Так, регулярно практикуя асаны и сделав свое тело выносливым, ученик направляет внимание внутрь и осваивает следующие ступени.
Вини-йога — стиль йоги для оздоровления организма, созданный Т.К.В. Десикачаром, сыном и учеником Кришнамачарьи. В отличие от двух других известных учеников своего отца — Айенгара и Паттабхи Джойса, основавших буквально противоположные по динамике стили, Десикачар нашел средний вариант. Он разработал одновременно и активный, и мягкий подход к практике йоги. Для Вини-йоги характерен индивидуальный подход к каждому ученику: не студент подстраивается под стиль определенной школы, а методы йоги адаптируются к студенту, учитывая состояние его здоровья. Главное отличие Вини-йоги от других стилей заключается в отсутствии жесткой структуры классов. В Вини-йоге нет строгой последовательности асан или самого порядка проведения урока: набор асан выстраивается учителем каждый раз по его собственному замыслу.
Йога-нидра
Свами Сатьянанда Сарасвати — ученик и последователь Свами Шивананды. Кроме техник классической Хатха-йоги, направленных на работу с телом, Сарасвати активно развивал направление Йога-нидры — техники глубокого расслабления, в котором происходит снятие психологических блоков и зажимов. Наработки Сарасвати по Йога-нидре используются во всем мире до сих пор. Прекрасный публицист, Сарасвати написал множество трудов по йоге, посвященных и асанам, и тантрическим практикам, и медитациям. Отдельным направлением как его личной практики, так и преподавания, стала Бхакти-йога — любовь к Богу в форме служения человечеству.
Шивананда йога
Авторский стиль индийского врача Куппусвами, который начал заниматься йогой в дополнение к медицинской практике, а затем создал собственную систему преподавания. Основное отличие данного стиля от других направлений Хатха-йоги заключается в том, что практика всегда проходит в расслабленном состоянии, поэтому новичков учат не столько асанам, сколько глубокой релаксации. Благодаря расслаблению всего тела прана свободно течет по энергетическим каналам, снимаются внутренние зажимы и психоэмоциональные блоки. Правильному расслаблению в практике способствует и глубокое пранаямическое дыхание, которое в Шивананда-йоге активно используют. Важной особенностью Шивананда-йоги является строго определенная последовательность асан. Практика базируется всего на двенадцати основных позах, которые достаточно просты и доступны для освоения даже новичками.
Сукшма-вьяяма
Хранителем традиции Сукшма-вьяямы и ее популяризатором считается Свами Дхирендра Брахмачарья. Вьяяма — это система упражнений йоги. Основное значение слова «вьяяма» — упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание. Вьяяма содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.