Отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата
Врач, оценивая состояние ребенка, должен за короткое время распознать отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Сделать это непросто. Именно поэтому в ходе медицинского осмотра маме стоит помочь врачу, отметить подозрительные с ее точки зрения моменты в развитии малыша. Ведь лучше нее никто ребенка не знает.
Каждый день, каждый час мама наблюдает за крохой, обращая внимание на то, чему малыш научился в течение дня, недели, месяца. Неудивительно, что она быстрее доктора может заметить отклонения в развитии ребенка, указать, на какие моменты доктор должен обратить внимание во время обследования.
Итак, в каких случаях маме необходимо насторожиться, поговорить с врачом? Если умение ее ребенка сидеть, ползать, удерживать игрушки, общаться со взрослыми, говорить, ходить не соответствует его возрасту. При этом отставание малыша по развитию и поведению от других детей вовсе не означает, что у ребенка наблюдаются отклонения в развитии. Вполне возможно, что у крохи собственный путь, собственные временные периоды в развитии. Однако если к наступлению определенного возраста у ребенка не происходит формирования соответствующих функций и навыков, причину этого, а также необходимое лечение может определять только специалист.
Ползание
Когда малыш учится ползать, врач уже может выявить некоторые отклонения в развитии. Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата отмечаются, если:
• к завершению первого месяца жизни ребенок, находясь в вертикальном положении, не может удерживать головку ни на мгновение;
• к концу второго месяца не может приподнимать головку от поверхности минимум на 5 см и удерживать ее;
• к завершению третьего месяца жизни малыш не может в положении лежа на животе удерживать головку в течение одной минуты;
• четырехмесячный ребенок не способен лежа на животе приподнимать туловище с опорой на предплечья;
• к концу пятого месяца малыш не переворачивается с живота на спину самостоятельно;
• к завершению шести месяцев жизни ребенок не дотягивается до игрушки в положении лежа на животе;
• восьмимесячный ребенок не умеет ползать назад;
• к концу девятого месяца малыш не научился поворачиваться вокруг своей оси, а также ползать вперед;
• к концу 11-го месяца ребенок не ползает на четвереньках.
Умение сидеть
Что касается умения сидеть, то его формирование происходит постепенно, на протяжении первого года жизни. Одни малыши начинают сидеть рано, а другие – достаточно поздно. Для того чтобы установить, имеют ли место нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, необходимо знать ряд признаков, которые указывают на нарушения еще до момента формирования умения сидеть:
• если к завершению второго месяца движения ручек и ножек младенца несимметричны;
• ели к концу третьего месяца малыш в вертикальном положении не удерживает головку в течение 30 секунд.
• ели у четырехмесячного ребенка в тот момент, когда его поднимают из лежачего положения, голова отклоняется назад;
• если к завершению пятого месяца жизни малыш держит головку неуверенно, в особенности если его поднимают из лежачего положения за ручки;
• если к концу седьмого месяца кроха не старается сесть с помощью поддержки родителей;
• если девятимесячный ребенок плохо держит равновесие в положении сидя или же не умеет поворачиваться вокруг своей оси;
• если к завершению 11-го месяца жизни малыш не сидит с вытянутыми ножками.
Умение ходить
Формирование умения ходить происходит на протяжении первого года жизни. Подозрения на нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, которые требуют обращения к врачу, должны возникать в следующих случаях:
• если к завершению четвертого месяца жизни малыш не старается опираться на пальцы ног, когда его держат под мышками в вертикальном положении;
• если в этом же положении к концу шестого месяца малыш не пытается пританцовывать;
• если восьмимесячный ребенок не способен стоять с поддержкой за руки в течение короткого времени;
• если к завершению 11-го месяца малыш не старается стоять с поддержкой за мебель или стены;
• если в этом же возрасте ребенок не передвигается, держась за опору;
• если к завершению первого года жизни малыш не делает хотя бы несколько шагов, держа взрослого за руку;
• если к завершению 13-го месяца кроха не умеет стоять самостоятельно хотя бы 10 секунд;
• Если к концу 15-го месяца жизни ребенок не может свободно сделать минимум 20 шагов;
• если в 16 месяцев малыш не бегает;
• если к завершению 20-го месяца ребенок не умеет без поддержки пинать ногой мяч;
• если в 30 месяцев малыш не умеет спускаться по лестнице без поддержки;
• если в возрасте трех лет ребенок не способен простоять на одной ноге без опоры хотя бы секунду.