Детский церебральный паралич причины
Физиотерапия играет важную роль в лечении детского церебрального паралича. После тщательного обследования физиотерапевт составляет план лечебных процедур с учетом потребностей ребенка. Детский церебральный паралич - это неизлечимое заболевание, однако оно не прогрессирует со временем. Крайне тяжелые больные дети, как правило, умирают в первые годы жизни.
Однако в большинстве случаев с помощью современных усовершенствованных методов лечения удается добиться увеличения объема полезных движений и качества жизни, а также предотвратить формирование суставных деформаций и контрактур. Чем раньше ребенок начнет получать лечение, тем более благоприятен долгосрочный прогноз. При условии непрерывной терапии многие из больных могут вести практически нормальный образ жизни. В настоящее время проводится значительное количество исследований, касающихся причин развития церебрального паралича, с целью разработки эффективных методов его профилактики. Детский церебральный паралич причины устранения заболевания и симптомы вы распознаете в этой статье.
План лечения может включать:
• прием препаратов для контроля припадков и мышечных спазмов;
• применение ортодонтических скобок, а также других приспособлений для компенсации мышечного дисбаланса;
• выполнение хирургических операций для коррекции контрактур и деформаций;
• лечение нарушений зрения и слуха;
• речевая терапия;
• трудотерапия;
• психологическое консультирование;
• педагогическая психология;
• физиотерапия (наиболее важный аспект).
Лечебные процедуры, в частности физиотерапия, должны применяться длительно или даже пожизненно, если знать это при детском церебральном параличе. Своевременное лечение позволяет предотвратить ослабление и укорочение мышц в результате снижения нагрузки на них, деформации суставов и контрактур, привыкание к порочным движениям, а также помогает закрепить навыки, способствующие нормальной двигательной активности и развитию ребенка. Таким образом, физиотерапия должна назначаться как можно раньше.
Сбор информации при детском церебральном параличе и его причины
Перед назначением лечения собирается полный анамнез жизни и болезни, оценивается степень имеющихся нарушений, предполагаемый уровень интеллекта ребенка, а также выясняются сведения о проводимых ранее лечебных программах.
Осмотр ребенка и причины паралича
Врач осуществляет полный осмотр ребенка с целью оценки его физического состояния и степени нарушения двигательной функции. Он отмечает следующее:
• какие именно мышцы и суставы поражены;
• наличие гипотонуса (вялости) или гипертонуса (чрезмерного напряжения) мышц;
• сохранность рефлексов новорожденных;
• наличие патологических двигательных навыков или положения тела;
• степень развития;
• с какими трудностями сталкиваются родители при купании, переодевании, кормлении или играх.
Лечение должно соответствовать возрасту ребенка. Например, в младенческом или раннем детском возрасте акцент делается на подавлении рефлексов новорожденных и стимуляции нормальных движений. У детей школьного возраста лечение направлено на выработку способности к самостоятельной жизни. При назначении физиотерапии требуется участие членов семьи и других лиц, ухаживающих за ребенком. В некоторой степени это связано с тем, что сеансы лечения сами по себе имеют ограниченную ценность при несоблюдении программы в повседневной жизни.
Выбор лечебной программы при детском церебральном параличе
В течение последнего столетия было разработано несколько различных схем лечения ДЦП. Однако в связи со значительной вариабельностью проявлений заболевания, различиях в степени нарушения двигательных способностей и уровне интеллекта сложно определить наиболее эффективную из них. В настоящее время возможно использование около 25 физиотерапевтических методик при лечении ДЦП. Одной из них является методика Бобата. При лечении ДЦП применяются следующие физиотерапевтические методики:
• Методика Бобата
Основана на том, что сохраняющиеся рефлексы новорожденных не дают ребенку возможности развивать нормальные двигательные навыки, что со временем повышает эластичность мышц. С помощью физиотерапии удается добиться угасания рефлексов новорожденных и снижения мышечного тонуса. Для контроля мышечного тонуса и облегчения свободы движений используются определенные приемы (например, тонус мышц ноги может быть снижен посредством изменения положения таза). После снижения мышечного тонуса и подавления рефлексов ребенку предлагаются упражнения, направленные на развитие верных двигательных навыков. Возникающие при этом правильные двигательные ощущения запускают поток импульсов в головной мозг и по принципу обратной связи укрепляют двигательные навыки.
В повседневной жизни при выполнении осознанных движений, мышцы или суставы редко используются по отдельности - при любом движении задействовано несколько суставов и относящихся к ним мышечных групп. Также известно, что движения выполняются не только в строго вертикальном или горизонтальном направлении - большинство из них имеют вращательный и диагональный компонент. Данный метод заключается в стимуляции движений, основанных на навыках, приобретаемых по мере развития, таких как переворачивание, ползание, ходьба и движения верхних конечностей, необходимые для выполнения повседневных действий. При выполнении упражнений каждая часть тела проходит через весь спектр возможных движении. В зависимости от тонуса и силы мышц, уменьшается эластичность в определенных мышечных группах и облегчается сокращение других, уменьшаются видимые признаки и причины. Это происходит благодаря проприоцептивным ощущениям, растягиванию, давлению, прикосновениям, а также визуальной и звуковой стимуляции.