Упражнения для развития мелкой моторики
Мелкая моторика - человеческая основа деятельности, которая отвечает за координацию движений. Двигательная активность, развивает человека. Способность говорить и видеть - это практически неотъемлемая часть жизни человека, но все чаще рождаются дети с нарушениями этих способностей. В данной публикации рассмотрим различные упражнения для развития мелкой моторики у людей, начиная с раннего возраста, в который только начинают появляться и развиваться практически все двигательные навыки, которыми человек будет владеть в дальнейшей жизни. Дети с синдромом Дауна развиваются так же, как и обычные дети. С одной лишь разницей - развиваются они медленнее.
Ребенок с синдромом Дауна, на первых стадиях своего развития, вместо движений кистью руки, пользуется движениями плеча и предплечья. Со временем у малыша формируется фиксация запястья, чтобы выполнить определенное действие - он удерживает ладонь в нужном положении. Если тонус понижен, ребенку будет легче зафиксировать запястье, расположив кисть (вверх большим пальцем) на твердой поверхности. При этом будут работать указательные, большие и средние пальцы рук, в то время, как мизинец и ладонь будут обеспечивать стабильность. Со временем выработается умение двигать запястьем руки в различных плоскостях.
Существует несколько видов захвата: щепоть, ладонный и пинцетный захваты, а так же их промежуточные формы. Дети, страдающие синдромом Дауна, сохраняют эту последовательность, но без упражнений для развития мелкой моторики, непроизвольный захват ослабевает и можно надолго застрять на ладонном виде захвата. До 3-4 лет, вполне возможен захват без помощи большого пальца, а пинцетный захват производится большим и средним пальцем, при этом сила этих захватов снижена.
Упражнения для развития мелкой моторики
Развивать мелкую моторику можно с помощью игр, во время еды, изобразительного искусства и конструирования (лепка и аппликация). Эти виды деятельности формируют готовность к развитию способностей мелкой моторики - развивается чувство равновесия, появляется координация движений "глаз-рука", движения рук согласованы. С усложнением захвата формируется стабильность и вращательные движения запястья. Развивает формирование захвата, т.е. способность дотянутся до определенного предмета, взять, а затем и удержать его.
1. Упражнения для развития мелкой моторики, с помощью изобразительной деятельности.
- 1 ступень формирования ладонного захвата. Карандаш, фломастер или мелок ребенок должен держать в кулачке наискосок. При этом рабочий конец должен быть направлен к мизинцу, а большой палец - вверх. Этот захват удобен для обучения рисованию и подойдет для изобразительной деятельности на горизонтальной поверхности. Рисуя, нужно двигать от плеча всей рукой.
"Куриные зернышки" - на горизонтальной поверхности расположен лист бумаги и ребенок оставляет точечный след.
- 2 ступень формирования ладонного захвата. Ребенок учится рисовать вертикальные линии, изображая лучики солнышка или моросящий дождь на вертикальной поверхности. Противоставляя большой палец руки, ребенок держит мелок, при этом рабочий конец мелка направлен вверх.
- Формирование ладонно-пальцевого захвата. Примерно к двум - пяти годам, он формируется у детей с синдромом Дауна. Используется на вертикальной поверхности. Мелок зажат в ладони наискосок, при этом рабочий конец мелка зажат между большим, указательным и средним пальцами. Изображать следует вертикальные и горизонтальные линии, а так же учимся рисовать круглые каракули, при которых совершенствуется навык ладонно-пальцевого захвата.
- Захват щепотью. Этот захват представляет собой умение брать и использовать предмет большим, указательным и средним пальцами. Детьми, с синдромом Дауна, он начинает использоваться к 5-8 годам. А в других случаях, он может использоваться начиная с 3 лет (в более простых видах деятельности, вместе с вышеуказанными захватами). Для того, чтобы было несложно перейти с ладонно-пальцевого захвата к этому, можно использовать короткие мелки, которые не удастся захватывать ладонью.
Кисть при рисовании следует держать вертикально и выполнять работы способами касания и примакивания.
- Пинцетный захват. Данный захват появляется у ребенка, страдающего синдромом Дауна, после 6-8 лет. При пинцетном захвате ребенок начинает брать и удерживать предмет, зажав его подушечками большого и среднего пальцев. Этот захват может быть использован при создании различных аппликаций из цветной бумаги.
2. Упражнения для развития мелкой моторики, с помощью лепки.
Это упражнения, с использованием ладонного захвата. Нужно размять пластилин на столе, делая из него так называемые "колбаски", а затем покатать и между ладонями. Следующее - это скатывание шариков из пластилина так же на столе, после - между ладонями, что увеличивает навык держать и фиксировать запястье без опоры на что-либо.
Практически у всех детей, с синдромом Дауна, плохо сформированы навыки мелкой моторики, которые затрудняют формирование захватов и удержания предметов. Приведенные выше упражнения для развития мелкой моторики, ребенок должен охотно принять, потому что имитация простых движений, необходимых при занятии лепкой, рисованием и аппликацией приносит массу удовольствий.