Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом дауна
Синдром Дауна - это хромосомная патология, приводящая к нарушению интеллектуального развития и сопровождающаяся специфическими изменениями внешности. Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна на сегодня более чем актуальна.
Для него характерны следующие особенности:
• монголоидный разрез глаз; обычно сочетается с наличием вертикальной кожной складки в области внутреннего угла глаза;
• маленькие закругленные уши;
• уплощенные лицо и затылок; низкая и нечетко выраженная линия роста волос;
• меньший, чем обычно, объем ротовой полости, несколько увеличенный в размере язык с поперечной исчерченностью. В связи с этим язык может немного выступать за пределы рта;
• короткая шея и укороченные конечности;
• короткие и широкие кисти с загибающимся внутрь укороченным мизинцем; часто имеется единственная срединная борозда на ладони;
• большое расстояние между большим и указательным пальцами ноги;
• гипотония - снижение тонуса мышц.
В некоторых случаях вероятность развития синдрома Дауна можно заподозрить еще во время внутриутробного периода на основании результатов анализов крови. При высоком риске заболевания проводится амниоцентез. В остальных случаях диагноз устанавливают сразу после рождения при выявлении внешних признаков заболевания. Для его подтверждения проводится анализ крови с целью выявления дополнительной хромосомы. Также может быть установлено наличие других ассоциированных заболеваний, например:
• врожденного порока сердца - диагностируется приблизительно у 40% детей с синдромом Дауна;
• врожденной катаракты;
• заболеваний щитовидной железы;
• инфекций уха и дыхательных путей;
• раннего начала болезни Альцгеймера;
• редко - эпилепсии или судорожного синдрома.
В 1959 году французский цитогенетик профессор Лежен доказал, что синдром Дауна является генетической патологией. В норме у человека имеется 46 хромосом (23 от матери и 23 от отца). Психолого педагогическая характеристика детей с синдромом Дауна при синдроме Дауна кариотип содержит дополнительную хромосому, которая может передаваться от любого из родителей. Хромосомы - это внутриклеточные структуры, заключающие в себе генетический код (ДНК). Наличие дополнительной хромосомы ведет к нарушению нормальных процессов роста и развития. Существует три генетические разновидности синдрома Дауна психолого педагогической характеристики детей с синдромом Дауна, но более 95% больных имеют трисомию по 21-й хромосоме (дополнительную 21-ю хромосому). Причины этого окончательно не выяснены.
Факторы риска
По невыясненным причинам вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста матери - чем она старше, тем больше риск. Возраст отца играет гораздо меньшую роль. Однако большинство детей с синдромом Дауна рождаются у молодых матерей, так как с возрастом снижается фертильность женщины.
Родители ребенка с синдромом Дауна нуждаются в помощи:
• педиатров; патронажных сестер;
• социальных работников. По мере роста ребенок может нуждаться в дополнительных лечебных мероприятиях, включая:
• физиотерапию;
• трудотерапию; речевую терапию.
Важно всегда помнить о возможности наличия заболеваний при психолого педагогической характеристике детей с синдромом Дауна, наиболее часто встречающихся у детей с синдромом Дауна. Часто возникает необходимость в помощи соцработников, которые являются связующим звеном с некоторыми социальными службами. В зависимости от степени снижения интеллекта, ребенок может обучаться на дому. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специальном обучающем подходе. Часто они учатся в специализированных школах. Это обусловлено их пониженной обучаемостью и отставанием от сверстников. Больные дети в некоторых случаях способны освоить часть предметов, однако значительно позже обычного. Регулярные занятия по специальным методикам с такими детьми позволяют добиться неплохих результатов. Многие взрослые с синдромом Дауна имеют психолого педагогическую характеристику и возможность устроиться на работу, некоторые из них вступают в брак. Смертность детей с данным синдромом наиболее высока на первом году жизни в результате дыхательных нарушений и врожденных пороков сердца. Тем не менее, многие люди с синдромом Дауна относительно здоровы, и их продолжительность жизни может составлять 40-60 лет. Рост и развитие ребенка с синдромом Дауна отличаются от здоровых детей. Их окончательный рост ниже нормы, они легко набирают лишний вес.
Дети с синдромом Дауна и психолого педагогической характеристике зачастую достигают определенных этапов развития в более позднем возрасте. Например, они:
• не могут сидеть без опоры до 2,5 лет;
• не умеют ходить до четырех лет;
• не начинают говорить до трех лет;
• не способны контролировать физиологические испражнения до семи лет.
Следует помнить, что, хотя в среднем развитие таких детей замедлено, они могут иметь индивидуальные особенности. Существуют весьма эффективные методы ускорения физического и интеллектуального развития. Большинство таких детей к подростковому возрасту приобретают определенную степень самостоятельности и способны сами мыться и одеваться, а также достаточно внятно разговаривать. Если у пары уже есть ребенок с синдромом Дауна, риск рождения второго ребенка сданной патологией повышается. Поэтому перед планированием повторной беременности важно проведение генетического консультирования.
Антенатальная диагностика и психолого педагогическая характеристика возможна на 16-й неделе гестации. Большинству женщин предлагается сдать анализ крови для выявления синдрома Дауна у плода. При высокой степень риска зачастую предлагается амниоцентез с целью подтверждения наличия хромосомной аномалии. По результатам исследования может возникнуть вопрос о прерывании беременности.