Развитие маленьких детей и здоровье
Современных маленьких детей все чаще называют акселератами — они раньше начинают сидеть, говорить, читать и т.д. Точного объяснения этому явлению пока нет, однако все ученые едины во мнении, что акселерация — „продукт'' воздействия многих факторов. Играет роль улучшение медицинского обслуживания и ухода за ребенком в раннем возрасте, повышение материального благосостояния и качества питания, увеличение объема информации, а также экологическая обстановка, в которой растет малыш. Каким должно быть нормальное развитие маленьких детей и здоровье?
Маленькие дети развиваются с разной скоростью, при этом каждый имеет свою „программу развития", в результате освоения которой раскрываются способности и приобретаются все необходимые навыки и умения. Исследования показали, что специально повлиять на ускорение темпа развития младенца практически невозможно, однако его можно в значительной степени замедлить, если у ребенка будут неподобающие условия для нормального развития (плохое питание, дефицит внимания и любви, отсутствие познавательных занятий). Оценить развитие ребенка в младенчестве можно по четырем направлениям.
• Общение и здоровье
Важно, с какой готовностью ребенок учится улыбаться, агукать, реагировать на лица и голоса людей.
• Язык и здоровье
В этой области значимым моментом является рецептивное языковое развитие (насколько хорошо малыш понимает то, что ему сказали), оно пока важнее, чем экспрессивное языковое развитие (насколько хорошо говорит ребенок).
• Крупная моторика и здоровье
Имеет существенное значение и то, на каком месяце малыш начинает держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить.
• Мелкая моторика
Обратите внимание на координацию движений ребенка, стремление схватить и достать какой-либо предмет. Определить уровень интеллектуального развития ребенка, его творческие способности, умение решать логические задачи и наличие чувства юмора до конца первого года жизни достаточно сложно. Однако при искренних стараниях родителей, благоприятной окружающей обстановке и при наличии природных качеств у ребенка может получиться отличная база для развития яркого таланта в той или иной сфере.
Развитие малыша обычно происходит неравномерно, однако имеет три основные закономерности. Оно происходит сверху вниз (от головы до пальцев ног): младенец сначала поднимает голову, потом учится держать спинку, затем садится и наконец встает на ножки.
Идет от туловища к конечностям: ребенок сначала учится пользоваться руками, затем ладонями, а потом уже пальцами. Развитие движений происходит от простых манипуляций к более сложным. По мнению некоторых педиатров, нормы по массе и росту тела маленьких детей в скором времени будут пересмотрены (специалистов уже давно не удивляют „скачки" этих параметров у младенцев), однако за ними по-прежнему необходимо следить. Поэтому важно, чтобы с первых дней жизни ребенок наблюдался у педиатра. В первый месяц, когда малыш еще не может фиксировать свой взгляд, родителям нужно уделять больше внимания упражнениям на развитие зрительных функций у ребенка, стараться чем-то привлечь его взгляд. Например, можно показывать крохе картинки, на которых изображены крупные цветные кружки или даже веселые смайлики.
На втором месяце и в последующие, главенствующую роль будет играть тактильное „общение" с малышом. Полезны упражнения на общее укрепление мышц, на развитие вестибулярного аппарата и, конечно, нежные и ласковые поглаживания ребенка. Третий месяц жизни является очень важным, ведь кроха впервые начинает проявлять инициативу. Взрослым нужно искренне одобрять и поддерживать активность ребенка. Четвертый месяц развития крохи — месяц открытий. Как правило, к этому возрасту, малыш уже активно использует двигательные и речевые навыки, и потому очень важно в этот период общаться с ребенком, стимулируя его к ответной реакции.
На пятом месяце малыш начинает пытаться сесть, умеет переворачиваться, берет в руки игрушки. Просыпается у него и интерес к своим ножкам. Если же кроха еще не научился дотягиваться до них, то ему нужно помочь. Приготовьте какие-нибудь интересные предметы, которыми можно привлечь внимание малыша (яркие носочки, цветные резиночки с бубенчиками и т.п.), наденьте их на ножки малыша, сведите стопы вместе, подвигайте ими, приподнимите так, чтобы ребенок увидел их. Потрясите бубенцами, похлопайте стопами крохи, как ладошками. Возьмите правую ручку крохи и слегка потяните ее к левой ножке, помогите ему ухватиться ручкой за стопу. К шестому месяцу малыш уже может сидеть, примерно в это же время у него начинают прорезаться зубы. Навык, который в этот период предстоит освоить ребенку, — ползание.