Прикорм и введение продуктов ребенку
В возрасте 4-6 месяцев перед каждым кормлением материнским молоком или смесью ребенку предлагаются овощные, фруктовые пюре и каши. Затем в рацион полугодовалого крохи включаются протертые постное мясо и рыба. Прикорм вводится постепенно — по определенным группам продуктов, соответствующих возрасту малыша.
Это безглютеновые каши (из рисовой, гречневой и кукурузной крупы), овощи, фрукты и фруктовые соки, мясо и рыба. Большинство родителей выбирают в качестве первого прикорма овощные и фруктовые пюре — они наиболее просты для переваривания и усвоения детским организмом. Однако если малыш недобирает в весе, педиатры советуют начинать прикорм с богатых углеводами каш. Протертое мясо, как правило, вводится в рацион ребенка по педиатрической схеме в возрасте 8 месяцев. В этой статье будут рассматриваться такие темы, как: прикорм и введение продуктов ребенку.
Вначале малыша знакомят с одним продуктом из группы, например с пюре из брокколи или кабачков. Первая порция нового продукта составляет 1-2 ч.л. При хорошей переносимости, то есть при отсутствии аллергии, поноса или запора, объем увеличивается. Через 5-7 дней добавляется другой продукт из этой же группы, также начиная с минимальной дозы. Другая группа продуктов вводится через 2-4 недели. Пищу для традиционного прикорма можно готовить в домашних условиях, а молено довериться производителям детского питания, чьи продукты в банках и коробках в большом количестве стоят на витринах супермаркетов. В первом случае маме необходимо уделять особое внимание стерильности продуктов и посуды, во втором — сроку годности, указанному на этикетке любого продукта, и составу, указанному там же. Педиатры советуют для первого прикорма выбирать пюре без крахмала, муки, растительного масла и, конечно, соли. Эти компоненты могут затруднить переваривание пищи у крохи.
Мама, прикармливающая своего ребенка по такой традиционной схеме, может быть спокойна за его здоровье и развитие: метод проверен множеством докторов, специалистов по детскому питанию, одобрен ими и повсеместно рекомендуется. Если четко следовать схеме естественного прикорма, можно легко отследить, какие продукты вызывают у ребенка аллергию. Также удастся корректировать стул любимого чада при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах давать богатые клетчаткой овощи, при поносе — каши). Ребенок получает в пищу только проверенные, пригодные для детского организма продукты, приготовленные особым образом, — сваренные без соли и протертые.
Достаточно долгий путь к «взрослому» рациону: малышу требуется несколько месяцев, чтобы привыкнуть ко всем новшествам в еде. Отнимает у мамы много времени и сил: ведь для приготовления даже самого простого однокомпонентного овощного пюре требуется очистить, порезать, сварить, измельчить, а потом охладить овощи до комнатной температуры. И так несколько раз в день. Бьет по кошельку в том случае, если родители решают кормить малыша готовыми продуктами в банках. Ребенок с определенного возраста будет съедать по целой стандартной банке пюре за раз при введении! Малышу, привыкшему к отдельной пище, труднее научиться вести себя за общим столом и есть вместе со взрослыми.
Крохе, с удовольствием уплетающему протертые сваренные продукты, сложнее будет научиться жевать и проглатывать твердую пищу. Пюреобразная пища может привести к некоторой вялости желудочно-кишечного тракта, который должен активно работать. Впрочем, многие педиатры не согласны с этим, утверждая, что именно на такую пищу рассчитан пищевод ребенка в возрасте до года. Знакомство ребенка со «взрослыми» продуктами и его введением с родительского стола. В этом случае в работу включаются ферменты, поступающие в организм крохи из грудного молока — оно содержит информацию о съеденных мамой продуктах. Эти вещества поддерживают нормальное функционирование детского желудочно-кишечного тракта, а также способствуют выработке других ферментов — для переваривания новой, пока еще сложной для ребенка пищи.
Знакомство малыша с новой пищей (с едой из маминой и папиной тарелок) начинается только после появления у крохи интереса к ней. Как говорят консультанты по педагогическому прикорму, появление так называемого пищевого интереса крохи к определенному продукту — то есть желания пожевать его и проглотить — свидетельствует о биологической готовности организма к его перевариванию и усвоению. Важно, чтобы инициатива исходила от самого малыша, то есть родители не предлагали крохе пищу, а лишь реагировали на его желания. Ребенок, наблюдающий за тем, как едят члены его семьи, постепенно начинает им подражать: тянется к тем же кусочкам пищи, что и взрослые, кладет в рот, пытается пережевать. При попадании этих кусочков в детский желудок начинают вырабатываться уже упомянутые ферменты, постепенно пища начинает усваиваться.
Малышу предлагаются сначала минимальные порции введения «взрослого» продукта — микродозы. Это мягкая пища на кончике чайной ложки и жидкость на дне чашки, на один маленький глоток. Главная задача родителей в этом случае, в отличие от традиционного прикорма, — не накормить ребенка, а дать его желудку привыкнуть к новшеству. За один раз малышу можно предложить не более трех таких микродоз. Через месяц, когда детский организм пройдет «пищевую» акклиматизацию, объем прикорма можно увеличивать.