Формирование здорового образа жизни детей
Здоровье человека определяется следующими факторами, это: наследственность, образ и условия жизни. Считается, что больше половины заболеваний и смертей это причины именно определенного образа жизни, который ведет человек.
Образ жизни включает в себя: поведение человека, производственная и внепроизводственная деятельность. Это совокупность поведения и двигательных актов, которая влияет на формирование, укрепление и сохранение здоровья человека.
Формирование здорового образа жизни детей начинается еще с рождения и продолжается в течение всей жизни. Основы образа жизни закладываются в периоде детства и юношества и для его формирования дети обычно подражают родителям или другим совместно проживающим членам семьи, но взрослея, копируют тех, кто для них более привлекателен. Родители должны помнить, что мало просто, говорить и наставлять детей, самый лучший урок для ребенка это собственный пример. Но в образование здорового образа жизни ребенка участвуют также воспитатель, учитель и семейный врач или педиатр.
Поведенческие реакции человека различны, они разделяются на производственные и внепроизводственные. Из внепроизводственных элементов, более важными и влияющими на здоровье это: сбалансированное питание, достаточная активность, закаливание, соблюдение личной, рациональный режим дня и отказ от вредных привычек.
Рациональное питание. Здоровое питание это один из самых важнейших элементов для здорового ребенка. Родители должны стараться придерживаться правил возрастного питания, приучая детей полюбить, с самого маленького возраста, самые полезные и нужные продукты. Еда должна быть всегда свежей, приготовленная из свежих продуктов в допустимых санитарных условиях. Также следует придерживаться режима дня, число столов не должно быть меньше 4 – х в день. Не рекомендуется давать детям: газированные напитки (влияют плохо на желудочно-кишечный тракт, поджелудочную железу и печень), копченные продукты (также очень вредны для этих органов), шоколад, конфеты, резинки жевательные (для их приготовления иногда используют достаточно вредные вещества для организма), консервированные продукты. Формирование здорового питания у ребенка достаточно сложное дело, но родители должны быть настойчивыми и самим показывать свой пример.
Двигательная активность. Здоровый образ жизни это и двигательная активность, она помогает развивать силу, ловкость, выносливость, терпение и ко всему этому это хорошее влияние на весь организм, помогая ему развиваться, как следует. Двигательная активность оценивается по числу движений, например, по числу шагов или пройденные километры в день. Насколько ребенок натренирован можно судить по: силе и быстроте движений, степени тренировки дыхательной и сердечнососудистой системы, выносливости к разным нагрузкам или перегрузкам, по энергическим затратам на физическую нагрузку, по уровню сопротивляемости организма к влиянию неблагоприятных факторов.
Если количество движений уменьшается, наступает «мышечный голод», который появляется после длительного отсутствия нагрузки или снижение активности в 2-3 раза. Появляется гиподинамия (мышечная усталость) и у детей она протекает намного тяжелее, чем у взрослых. Иногда это приводит к отставанию умственного или физического развития и к более частым заболеваниям.
В периоде дошкольного возраста активность ребенка снижается до нижней границы нормы. Если в детском саду добавляются специальные физические занятия, то двигательная активность достигает нормы. Когда ребенок идет в школу, активность намного ниже нижней границы. Школьники 1-3 класса выполняют только 50% из нормы, 10 – 11% добавляет физическая культура. Поэтому, родители должны знать, что остальное нужно восполнять вне учреждений, это: прогулки, утренняя гимнастика, подвижные игры, выполнение домашней работы, дополнительные занятия в спортивных секциях. Нужно помнить также, что перегруз также плохо влияет на здоровье ребенка, также может приостановить его развитие и ослабляет иммунитет.
Закаливание ребенка. Закаливание повышает устойчивость организма к влиянию физических факторов внешней среды. Оно должно проводиться постепенно, последовательно, с увеличением дозы физических факторов. Его нужно производить систематично, используя не один, только, вид закаливания. Эффект от закаливания быстрее наступает если родители используют совместно с физическими факторами гимнастику и гигиенические процедуры. В конечном итоге закаливание приводит к тому, что ребенок может перенести влияние разных факторов, которые у незакаленных детей вызывают болезнь; повышаются функциональные резервы основных систем жизнеобеспечения, а также повышают темп умственного и физического развития. Закаливание начинается с раздевания ребенка (мама должна снимать с ребенка лишнюю одежду, и дать возможность приспособиться к существующей температуре), потом водные процедуры, купание в водоемах, солнечные ванны и иногда даже бег босиком по снегу или умыванием снегом. Закаливание лучше начинать с теплого время года, когда ребенок полностью здоров. Нет определенного ограничения когда можно начинать закаливание, но некоторые специалисты рекомендуют даже с первых дней жизни ребенка (конечно в этом случае закаливание имеет некоторые особенности).
Личная гигиена. Для сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний невероятно важно привить детям навык личной гигиены. Формирование этих навыков происходит за счет подражания родителям. Личная гигиена представляет собой простые моменты, которые должны быть закреплены до автоматизма:
- утренняя гимнастика;
- умывание чистка зубов;
- полоскание полости рта после каждой еды;
- каждый ребенок должен иметь отдельное полотенце, зубную щетку, мочалку и т.д.