Виды и причины нарушения речи
Что такое нарушение речи? Это всевозможные случаи речевых расстройств, когда, несмотря на нормальное умственное развитие и слух, человек страдает от той или иной патологии речи. В большинстве случаев это проявляется еще в детстве. Случаи наиболее серьезных нарушений не ограничиваются невозможностью самому говорить четко и ясно. Человек еще и плохо воспринимает или совсем не усваивает звучащую речь, ему едва удается выстраивать законченные фразы и предложения, его словарный запас довольно ограничен.
В зависимости от того, возможно ли посещение общеобразовательной школы таким ребенком, или ему необходимо обучаться в специализированном образовательном заведении, можно классифицировать нарушения речевой деятельности по степеням тяжести. В список наиболее серьезных можно внести такие патологии: алалия, дизартрия, определенные виды заикания и т.д. Рассмотрим виды и причины нарушения речи более детально.
1. Алалия.
Это такое состояние, когда, несмотря на нормальный слух ребенка, в значительной мере или даже полностью отсутствует речь. Причина – недоразвитость, реже патология тех участков головного мозга, которые и отвечают за речевую деятельность. Данный вид нарушения речи считается тяжелым, и делится на моторную и сенсорную алалию.
Ребенок с моторной алалией не способен овладеть и пользоваться языком, он не в состоянии усвоить звуки, слова, любые грамматические построения.
В случае сенсорного типа заболевания для ребенка становится невозможным понять чужую речь – он как иностранец, не знающий языка: ребенок прекрасно слышит сами звуки, но они не складываются у него в осмысленные слова.
2. Дизартрия.
Дизартрия является относительно легкой формой анартрии (абсолютной утраты речи). Данное заболевание возникает по причине различных патологий нервной системы, касающихся иннервации речевого аппарата. На фоне общих нарушений речи у ребенка с таким заболеванием также будут наблюдаться:
- неестественно резкий или, наоборот, слишком тихий и приглушенный голос;
- резкое и необоснованное замедление или ускорение темпа речи;
- заметное нарушение ритма дыхания;
- значительная нечеткость в произношении звуков и некоторая «смазанность» речи.
Очень часто дизартрию сопровождают нарушения мелкой моторики и физическая неловкость.
Чрезвычайно сложно диагностировать, так называемые, стертые формы дизартрии. Ребенок, который страдает от таких нарушений речи, мало чем отличается от своих сверстников, так как «внешние» проявления дизартрии (медленную речь, тихий голос, «бубнеж») часто списывают на особенности характера. Однако опытный специалист сможет определить стертую дизартрию по другим характерным признакам. Например, такое заболевание отрицательно сказывается и на процессе жевания – он затрудняется.
3. Дислалия.
Народное название этого вида нарушения речи – косноязычие. Оно является наиболее распространенным дефектом речи. Дислалия проявляется в том, что ребенок не способен произвести тот или иной согласный звук, реже – набор звуков. В зависимости от греческого наименования согласного звука, который не выговаривает ребенок, в медицине выделены соответствующие типы дислалии:
- л (ламбда): ламбдаизм – искажения в произношении согласного звука «л»;
- р (ро): ротацизм – проблемы с произношением звука «р»;
- с (сигма): сигмаизм – неправильное воспроизведение различных свистящих/шипящих звуков;
- т (тета): тетизм – редкий дефект речи, когда единственный согласный звук, который ребенок может правильно выговорить, – «т». В таком случае, сочетания всех согласных, кроме «т», произносятся невнятно.
4. Заикание.
Самый древний дефект речи, который наблюдается как у детей, так и у взрослых – заикание. Его диагностируют по наличию сбоев темпа и ритма речи, которые возникают вследствие судорог и спазмов различных отделов речевого аппарата. Человек, страдающий от такого вида нарушения речи, с огромным трудом произносит слова, ему приходится делать длительные паузы в речи. Его речь изобилует частыми повторениями одного и того же слога либо звука.
В большинстве случаев заикание проявляется в возрасте 2-5 лет. Именно поэтому в данный возрастной период нужно пристально следить за речью ребенка: если вдруг ребенок с нормально развивающейся речью внезапно прекратит разговаривать, и после этого молчит больше пары дней – стоит показать его врачу. Дело в том, что подобное «молчание» может быть первым признаком развивающегося заикания. Медики утверждают, что основными причинами данного заболевания являются как длительное травмирование детской психики, так и значительный «разовый» испуг.
Ниже приведен список заболеваний, при которых проявляются нарушения речи
1. Патологии функционального генеза.
Это нейрогенные заболевания:
1) первичные логоневрозы (логофобия, заикание, расстройства голосообразования (афония/дисфония) и мутизм);
2) вторичные логоневрозы.
Подобные заболевания часто обусловлены социальными факторами. Например, к дислалии и задержке в овладении речи приводит длительное пребывание в неблагоприятной языковой среде, а отсутствие родительского внимания может стать причиной проблем с интеллектуальным и психическим развитием.
2. Патологии органического генеза.
Данные заболевания вызываются не поражением головного мозга, а наличием различных физических пороков, т.е. такие заболевания – не нейрогенные. Примеры таких заболеваний:
- искаженность речи вследствие отсутствия гортани;
- механическая дислалия;
- ринолалия;
- тугоухость и т.д.
Также следует выделить основные причины развития различных нарушений речи у детей:
- травматическое повреждение при родах;
- продолжительные тяжелые соматические (телесные) болезни, перенесенные в раннем возрасте;
- неполноценная речевая среда;
- педагогическая запущенность, недостаточное внимание к ребенку со стороны взрослых;
- ребенок не чувствует заботу и любовь.