Правильное дыхание у маленьких детей
Необычно происходит дыхание во внутриутробном периоде. Газообмен у плода осуществляется в плаценте. Материнская кровь поступает по маточным артериям и выливается в лакуны. Кровь плода подводится к плаценте через пупочные артерий, которые затем образуют капиллярные петли. В отличие от легкого плацента является малоэффективным газообменным органом. Поговорим в статье про правильное дыхание у маленьких детей!
При рождении момент первого вдоха является сильнейшим стрессом для новорожденного. На него сразу начинает действовать огромное количество различных внешних раздражителей. Во время рождения нарушается газообмен в плаценте. Это приводит к гипоксемии и гиперкапнии. Все это приводит к тому, что ребенок делает первый вдох и начинает дышать. Легкие плода наполнены жидкостью на 40% от общего объема легких. Данная жидкость обладает низким рН. Когда ребенок проходит по родовым путям, эта жидкость может частично выделяться, но большая часть остается в легких и помогает последующему расправлению легких ребенка.
Легкие сразу после рождения расправляются у новорожденного неравномерно. Остаточная емкость и величина поверхности газообмена достаточно быстро достигают нужного уровня, но вентиляция лёгких становится правильной спустя несколько суток. Первый вдох новорожденного сопровождается тем, что происходит резкое падение сопротивляемости легочных сосудов. Такое резкое падение сопротивления связано с несколькими факторами, например такими, как внезапное повышение давления кислорода в альвеолах, что, в свою очередь, приводит к увеличению объема легких, при котором увеличиваются неальвеолярные сосуды.
У большинства детей школьного возраста, в современном мире, дыхание в условиях низкой мышечной активности зависит от их движений. Основное время дети школьного возраста проводят за партой, что ограничивает подвижность грудной клетки. Дыхание при этом становится неглубоким и прерывистым. Такое дыхание практически не представляет никакой физиологической ценности. Неправильно, если ребенок дышит не носом, а ртом. При этом защитная, бактерицидная функция носа не регулируется; воздух не очищается от пыли, вредных веществ и не согревается при низких температурах.
Мы мало знаем о полном дыхании, при котором последовательно вентилируются и нижние отделы легких, и их верхушки. При вдохе живот опускается и освобождает диафрагму, а в конце вдоха живот втягивается, поджимает диафрагму, благодаря чему происходит заполнение верхушки легких. Для того чтобы полноценнее использовать наши внутренние ресурсы, необходимо выполнять специальные упражнения, которые объединяются в комплекс дыхательной гимнастики. Научить маленьких детей и подростков правильному дыханию - важное условие для сохранения здоровья маленьких детей и увеличения адаптационных возможностей организма к различным физическим нагрузкам. А при постоянной мышечной нагрузке должен формироваться и рациональный физиологический тип дыхания. Глубокий вдох и форсированный выдох при определенных видах активности мышц должны повышать альвеолярную и легочную вентиляцию. Под влиянием систематических нагрузок меняется и жизненная емкость легких, хотя и не так заметно, как предыдущие показатели.
Величина жизненной емкости легких примерно составляет:
- у маленьких детей младшего школьного возраста около 2 000 мл;
- у юношей, которые постоянно занимаются плаванием - 6 000 мл.
Жизненный показатель у детей значительно ниже, чем у взрослых, однако к пубертатному периоду он становится приблизительно таким же, как и у взрослых людей. Объем вентиляции легких прямо зависит от частоты и глубины дыхания. Так, частота правильного дыхания у новорожденных детей составляет около 80 циклов в минуту, а дыхательный объем составляет около 20 мл. Объем вентиляции легких у них составляет от 600 до 800 мл. У ребенка, возраст которого 1 год, вентиляция легких увеличивается до 4 л/мин. Вместе с этим снижается объем дыхательного воздуха на единицу массы тела.
В переходном возрасте темпы роста дыхательного аппарата заметно увеличиваются. В период с 11 до 18 лет легочная вентиляция увеличивается почти в 1,5 раза и постепенно достигает уровня взрослых людей. При различных физических нагрузках внешнее дыхание детей становится более интенсивным. Это происходит благодаря увеличению его частоты. Глубина правильного дыхания почти не изменяется. При систематических физических нагрузках быстро увеличивается максимальная величина легких: к 9 годам она составляет 60 л/мин, а уже к 16 годам она может составлять около 150 л/мин. Обычно максимальные показатели дыхательной функции у детей при физических упражнениях достигаются медленнее, чем у взрослых. Это происходит из-за того, что бронхиальные ходы у детей значительно уже, чем у взрослых, в результате чего у детей повышается сопротивление току воздуха при дыхании. В результате этих процессор значительно повышаются затраты энергии на работу дыхательных мышц.
Высокая интенсивность вентиляции легких у подростков компенсирует низкий коэффициент утилизации кислорода.
У детей 7-9 лет 1 л кислорода извлекается из 30 л, а у взрослого человека - всего из 25 л. Недостаточная эффективность вентиляции происходит из-за поверхностного дыхания и из-за малой диффузной активности легких у детей. Диффузная способность легких при постоянных тренировках может увеличиваться благодаря увеличению объема кровотока в ткани легких и уменьшению толщины мембран альвеол. При этом расширяется площадь контакта между стенками капилляров и альвеолярных поверхностей, в результате чего происходит ускорение перехода кислорода в кровь. Этот процесс наиболее отчетливо заметен в подростковом возрасте. Вместе с этим процессом растет умение подростков переносить состояние гипоксии, которое связано с повышенной мышечной работой или с работой в условиях недостаточного содержания кислорода в атмосферном воздухе.