Права и обязанности пациента в стационаре
При поступлении на стационарное лечение пациенты приобретают не только права пребывания в медицинском учреждении, но и некоторые обязанности по отношению к лечащему и обслуживающему персоналу. Права и обязанности пациента в стационаре прописаны в соответствующих нормативных документах и должны неукоснительно соблюдаться.
Права пациента
- профессиональное и грамотное оказание медицинской помощи;
- гуманное и уважительное отношение со стороны обслуживающего и медицинского персонала;
- незамедлительное облегчение болевого синдрома всеми способами, который связан с заболеванием или медицинским вмешательством;
- сохранение тайны о факте пребывания в медицинском стационаре, диагнозе, состоянии здоровья и других сведений, которые получены в результате медицинского обследования;
- добровольное согласие пациента на тот или иной метод лечения, который предусмотрен правовым законодательством;
- беспрепятственное получение информации про свои обязанности, права и состояние здоровья;
- добровольный выбор врача и лиц, которым разрешается передавать данные о состоянии здоровья пациента;
- отказ от лечения.
Защита прав пациента
Защитой прав пациентов занимаются: администрация медицинских учреждений, комиссии по правовой защите, находящиеся при здравоохранительных органах, общественные организации, основанные самими пациентами или их семьями, а также этические комиссии, действующие в пределах установленных ими же уставов.
При наличии нарушений прав пациенты или их законные представители могут обратиться к органам здравоохранения, комитету по правам человека или в суд. Все противоправные действия, которые совершились против пациента, обжалуются в соответствии с установленным государственным законодательством.
Комиссия по правовой защите пациентов
Подобные комиссии основываются при здравоохранительных органах и занимаются всеми правовыми вопросами, касающимися реализации и соблюдения прав пациентов, а также решают конфликтные ситуации.
Действия комиссии:
- проверка обоснованности обращений и жалоб пациентов;
- подача ходатайства в лицензионную комиссию про аннулирование или приостановление действия лицензии на фармацевтическую или медицинскую деятельность лиц, которые совершили то или иное противоправное действие по отношению к пациенту;
- отправка в прокуратуру материалов, указывающих на противоправные действия медицинских работников;
- подача искового заявления в суд.
Ответственность за нарушенные права пациентов
Лица, нарушившие права пациента, несут полную ответственность в порядке, предусмотренном административным, гражданским и уголовным законодательством государства. В результате причинённого вреда здоровью, виновное лицо обязано возместить ущерб в порядке, который установлен гражданским законодательством. Наличие противоправных действий против пациента может быть установлено вследствие досудебного разбирательства в присутствии правозащитной комиссии, представителей общественной и страховой организаций, а также медицинской ассоциации. В случае установления вины медицинского персонала выплата компенсации определяется государственным законодательством.
Обязанности стационарных пациентов
- запрещается покидать пределы медицинского учреждения без разрешения лечащего врача и заведующего отделением;
- уважительное отношение к другим пациентам, медицинским работникам и медицинскому персоналу, которые предоставляют необходимую медицинскую помощь в стационаре;
- соблюдение тишины, порядка и чистоты в палате и во всём отделении;
- предоставление медицинским работникам достоверной информации о своём состоянии здоровья, наличии противопоказаний к тем ил иным препаратам и лекарственным средствам, а также о наследственных и ранее перенесённых болезнях;
- неукоснительное выполнение всех медицинских рекомендаций и предписаний лечащего врача;
- сотрудничество с медицинским персоналом на любом этапе оказания необходимой медицинской помощи;
- соблюдение всех правил внутреннего распорядка и бережное отношение к имуществу учреждения.
Пациенту запрещено:
- грубо и неуважительно относиться к медицинскому персоналу;
- принимать лекарственные препараты без санкции врача;
- распитие алкогольных напитков и появление в пьяном виде на территории медицинского учреждения;
- курение в неположенном месте;
- самовольное покидание отделения стационара без ведома врача;
- пользование электрокипятильниками, удлинителями, тройниками и другими электрическими приборами;
- самовольное установление бытовой электроаппаратуры;
- хранение в палате скоропортящихся продуктов, украшений, ценных вещей, больших денежных купюр и верхней одежды.
Пациент, находясь в стационаре, должен так осуществлять свои права, чтобы при этом не нарушить чужих. В первую очередь необходимо заботиться о здоровье своём и окружающих, соблюдать все меры предосторожности во время контакта с другими пациентами, в том числе и с медицинскими работниками. Пациент обязан проинформировать окружающих о том, что он является носителем заболевания, которое может нести угрозу для их здоровья. При участии пациента в качестве донора он также должен предупредить о своей болезни медицинский персонал. В случае изменения состояния здоровья следует незамедлительно поставить в известность лечащего врача. На территории стационара необходимо соблюдать тишину, а также выключать мобильный телефон, особенно в тех кабинетах, где проводятся исследования с применением различной медицинской аппаратуры.
После окончания пребывания пациента на стационарном лечении его медицинская карта оформляется должным образом и направляется на хранение в больничный архив. Если есть необходимость, пациенту выдают справку о его сроках пребывания в данном медицинском учреждении.