Как использовать критику в поучительных целях
Услышав критику в свой адрес, мы чаще всего обижаемся на критикана и даже не хотим продолжать дельнейшее общение с ним. И совершенно правильно: какое кто имеет право делать нам замечания, пусть лучше за собой следят! Но следует отметить, что при грамотном использовании критики, она имеет созидательный и направляющий характер. О том, как использовать критику в поучительных целях мы поговорим в этой статье.
Разберем для начала, что же такое критика? В словаре Ожегова критика обозначена как обсуждение, разбор чего-либо, с целью оценить, выявить недостатки. А использовать критику следует в ситуациях, в которых требуется улучшение результата.
Для каждой ситуации актуален определенный стиль критики. Также нельзя пренебрегать уровнем самокритики партнера.
Классификации критики:
- Подбадривающая (“Ну не страшно, в следующий раз будешь внимательнее”).
- Критика-упрек (“Я так на вас рассчитывала, а вы меня подвели”).
- Критика-аналогия (“У меня с первого раза тоже не всегда получается”).
- Критика-надежда (“Может, в следующий раз ты поступишь иначе”).
- Критика-похвала (“Все выполнено правильно, только все же…”).
- Безразличная похвала (“Среди нас присутствуют звезды, которые с пятого раза не добились требуемого результата, не будем называть имен”).
- Критика-озабоченность (“Сложившаяся ситуация меня безусловно беспокоит, а в особенности отдельные личности”).
- Критика-сопереживание (“Я прекрасно понимаю ваше положение в данной ситуации, но…”).
- Критика-сожаление (“Я очень сожалею, но работа выполнена не качественно”).
- Критика-ирония (“Пирог отлично испекся, интересно как ты будешь угощать гостей этим угольком?”).
- Критика-удивление (“Как? Не верю, что это задание тебе не по силам!”).
- Критика-намек (“Один мой знакомый поступил также, но потом ему было очень плохо”).
- Критика-смягчение (“Наверное, в произошедшем виноваты не только вы”).
- Критика-укоризна (“Ну что же вы такой не внимательный?”).
- Критика-замечание (“Работа выполнена неверно, в следующий раз не забудьте посоветоваться”).
- Критика-предупреждение (“Если вы еще раз так поступите, это…”).
- Критика-требование (“Работу нужно переделать”)
- Критика-вызов (“Если это по твоей вине подгорел пирог, сам и представляйся кулинаром”).
- Конструктивная (“Работа выполнена неверно. Каков дальнейший план действий?”).
- Критика-опасение (“Настораживает мысль, что и в следующий раз ты поступишь также”).
Любая критика должна быть уважительной, чтобы не задеть чувство достоинства критикуемого. Иначе она будет воспринята, как предвзятость и, соответственно, желаемый результат не будет достигнут. Чтобы критика была все-таки созидательной, ее следует представить в позитивной и конструктивной форме, опираясь на реальные факты.
Критика в поучительных целях ведет к улучшению результатов, но при условии, что:
- Она является средством, а не целью;
- Ее применяет человек, пользующийся уважением и доверием критикуемого;
- Критикуется не человек, а дело или деятельность;
- Ее применяют в особых случаях, а не регулярно;
- Она высказывается наедине и в дружеской атмосфере.
Критикуя, нужно создать дружественную атмосферу и указать также и на положительные стороны критикуемого. Применение конструктивной критики, предполагает предложение вариантов решения проблемы. Помните, что, делая человеку замечание, ни в коем случае нельзя переходить на его личность. Это может нанести серьезное оскорбление его самолюбию.
Завершу наш “критический экскурс” высказыванием Блока: “Никогда не спорьте с критиканом и идиотом: люди могут не догадаться кто из вас кто”.