Игры с буквами и слогами для развития мышления
При любом обучении (а в школе — в первую очередь) важно, чтобы ученик внимательно слушал учителя. И понимал, что он говорит. Потому-то игры с буквами и слогами для развития мышления необходимы для старшего дошкольника! Они разовьют гибкость и быстроту мышления, творческие способности, обогатят речь, обучат грамоте, пробудят интерес к родному языку.
«Рифмы»
Сначала малыш подбирает рифмы к загадкам.
Я стою на трех ногах,
Ноги — в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? (рояль)
Затем поиграйте с ребенком в поэтов, сочиняющих стихи, подбирая рифмы к словам. Например: лук — жук, пес — вопрос, карандаш — гуашь. Придумайте вместе двустишия с этими рифмами. Это очень весело!
«Путаница»
Обратите внимание малыша, как важно не путать звуки между собой во время игры. Для подтверждения этого прочтите крохе несколько шуточных предложений. Пусть ребенок догадается, что именно перепутал поэт. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползет зеленый лук (правильно — жук) С длинными усами!
«Множественное число»
Напомните ребенку, что бывает один предмет или явление, а бывает много. Например: дерево — деревья, книга — книги. Но вот задание посложнее для развития мышления. Попробуйте образовать множественное число от следующих слов: ребенок — ... (дети), сын — ... (сыновья), пальто — ... (пальто).
«Ударение»
Ребенок уже знаком с понятием „ударение", что поспособствует развитию мышления? Ударение — это самый громкий звук в слове (всегда гласный). Предложите малышу произнести следующие слова с ударением на первом слоге: замок, кружки, атлас, ирис, мука. А теперь — их же, но с ударением на втором слоге. Оказывается, каждое из этих слов имеет два смысла!
«Синонимы»
Некоторые слова и слоги обозначают примерно одно и то же. Такие слова называются синонимами. Попросите ребенка придумать их. Машина — автомобиль; холод — стужа; огонь — пламя; метель — вьюга, пурга. Грустный — хмурый; веселый — счастливый; желтый — золотой, лимонный, янтарный, соломенный. Бежать—мчаться; танцевать — плясать; исчезнуть — испариться; блестеть — сиять, сверкать, искриться; смеркаться — темнеть, вечереть.
«Омонимы»
Омонимы — слова-близнецы для развития мышления, они и звучат, и пишутся одинаково, а вот по смыслу существенно различаются: они могут обозначать несколько разных предметов, явлений. Предложите ребенку придумать такие слова. Например: Ручка — ручка, которой пишут, ручка дверная, ручка ребенка. Ключ — от замка, родник, скрипичный, гаечный. Коса — прическа, инструмент. Труба — на доме, музыкальная. Лук — овощ оружие.
«Антонимы»
Антонимы — слова, имеющие противоположное значение. Вы называете слово и бросаете мяч ребенку, который, придумав антоним к заданному слову, кидает вам мяч обратно. Например: правда — ложь, радость — печаль, день — ночь, польза — вред. Ленивый — трудолюбивый, умный — глупый, быстрый — медленный, трудный — легкий, храбрый — трусливый. Хвалить — ругать, дружить — ссориться.
«Сравнения»
Описывая предметы, мы часто сравниваем их свойства с другими предметами. Попросите малыша подобрать следующие сравнения. А может, он придумает что-то сам? Белый как... (мел); медленный как... (черепаха); трудолюбивый как ...(пчелка); храбрый как... (лев).
«Устойчивые выражения»
Вместе с ребенком угадывайте смысл необычных словосочетаний, выражая их каким-либо одним словом. Намотать на ус — запомнить; повесить голову — опечалиться; след простыл — исчезнуть; как снег на голову — внезапно; капля в море — очень мало; витать в облаках — фантазировать.
«Тавтограмма»
Тавтограмма — это стихотворение (скороговорка, считалка), все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Найдите такие стихотворения и прочитайте. Петр Петрович пошел погулять. Поймал попугая — понес продавать. Просил полтину — получил половину. Другой вариант игры называется „На одну букву". Выберите какую-нибудь букву, придумайте на эту букву следующие названия: город, страну, растение, животное, овощ, фрукт, одежду, имя, транспорт, профессию, посуду, мебель. Например: Киев, Канада, каштан, кот, картофель, клубника, кофта, Катя, корабль, клоун, кувшин, кровать.
«Анаграммы»
Играть в эту игру — чрезвычайно увлекательно! Берем слово и в результате перестановки в нем букв образуем другое слово, имеющее уже новый смысл. Добавлять или отбрасывать буквы нельзя. Например: дорога — (города); коршун — (шнурок); ложа — (жало); масло — (смола); ромашка — (мошкара); уклон — (кулон, клоун); атлас — (салат); баян — (баня); лошадка — (ладошка).
«Слова-матрешки»
Цепочки таких слов напоминают расписных деревянных матрешек: одни, короткие, слова как бы вложены в другие, более длинные. Попробуйте вместе с ребенком составить несколько таких забавных „матрешек". Это очень весело. Например: бук — буква — букварь; град — градус — градусник; маг — магнит — магнитофон; лоск — лоскут — лоскуточек.
«Слова-перевертыши»
Слова-перевертыши, или палиндромы, читаются одинаково слева направо и справа налево. Например: довод, доход, заказ, шалаш, дед, кок. Существуют даже целые забавные предложения-перевертыши. Прочитайте их вместе с крохой. Аргентина манит негра. Бел хлеб. Дом мод. Кит на море романтик.
«Логогрифы»
Познакомьте ребенка с этими загадками, в них задуманное слово получает различные значения от перестановки или выбрасывания букв. С „Л" холодный я и гладкий, С „М" душистый я и сладкий (лед — мед).
«Наборщик»
Сложите из рассыпной азбуки любое слово, затем из его букв составьте другие слова. Например, из слова аттракцион можно составить следующие слова: цирк, карта, кино, такт, кант, кран, танк, крона, трон, торт, крот, кит, кот, нота, рот, нора, кора.