Проблемы в школе у маленького ребенка
Психологи выделяют четыре основных периода, когда ребенку бывает особенно несладко. Первый период — "первый раз в первый класс". Это и в самом деле непросто: ребенку приходится переключаться с игры на учебу, привыкать к новым требованиям и обязанностям, стараться "не разочаровать" родителей плохими оценками. Второй период — переход из четвертого класса в пятый.
Вроде бы только-только привык к школе, и — раз! — новые учителя, новые предметы. Какие могут возникнуть проблемы в школе у маленького ребенка? Третий период проблем — девятый класс: для многих подростков именно в это время приходится определяться, продолжать учебу в школе или идти получать профессию в специализированное учебное заведение. И наконец, четвертый этап — одиннадцатый класс (выпускные тесты, выбор будущей профессии). Нервно-физическая нагрузка увеличивается, неважно, будь то двоечник или отличник, а значит, и вероятность конфликтов тоже — в состоянии стресса любой пустяк кажется вселенской проблемой. Дать сдачи или промолчать?
Но это, так сказать, официально признанные учебные стрессы и проблемы. Однако маленького ребенка в школьном "микрокосмосе" подстерегают и другие: как и во взрослом мире, тут существуют свои "лидеры" и "лузеры", свои группировки по интересам и свои противостояния. Принято считать, что стычками с одноклассниками грешат в основном подростки с их бушующими гормонами и неустойчивой психикой. Однако младшие школьники от них не отстают. Исследования показывают, что вчерашние малыши в 9 раз чаще идут на конфликты, чем учащиеся старшей школы, а 84 % первоклашек убеждены, что сверстники их постоянно обижают. Это неудивительно: маленькие дети только учатся общению, поэтому поводом для ссоры может стать что угодно, от "Иванов взял мою ручку!" до "А чего Сидоров толкается!".
Но вообще исследователи выделяют четыре основные причины и проблемы, которые приводят к школьным конфликтам. Не секрет, что многие люди с детства взращивают в себе комплекс страдальца. Им кажется, что весь мир против них: окружающие так и норовят обидеть, унизить, оскорбить. Таким людям везде чудится подвох, поэтому они относятся к окружающим настороженно, в каждом встречном видя врага. За появление подобного комплекса у детей, как правило, отвечают родители — слишком часто критикуют или наказывают. В итоге затюканный маленький ребенок ждет такой же агрессии от окружающих и подсознательно нередко сам же ее провоцирует.
Если маленький ребенок везде пытается стать первым, будь то школьное соревнование, зачет по физике или уборка в классе, это неизбежно вызывает раздражение и гнев сверстников — выскочек, как известно, не любят. Лидерство может быть и со знаком минус, например ребенок раньше всех начинает курить, пить, ругаться матом. Американские исследователи провели эксперимент, разделив 22 незнакомых друг с другом мальчика на две группы и поселив их в разных бойскаутских лагерях. Дети внутри каждого лагеря жили мирно — ходили в походы, купались и т. д. Но как только одна группа встретилась с другой, сразу возникла напряженность: подростки из разных лагерей сжигали флаги друг друга, швырялись мусором, обзывались. Деление на своих и чужих породило конкуренцию, которая спровоцировала агрессию и конфликт.
От школьных конфликтов больше всего страдают представительницы слабого пола. Исследователи выяснили, что, если у девочки в школе были проблемы с учителями, одноклассниками или администрацией, во взрослой жизни она больше подвержена депрессии. У мальчиков такой зависимости не обнаружено. И дело вовсе не в том, что мальчишки настолько толстокожи, что не переживают из-за ссор и разборок, а в том, что их сверстниц изначально воспитывают с установкой, что девочки должны вести себя хорошо, без нареканий и замечаний со стороны взрослых. А если замечания все-таки возникают, например, у школьницы произошла стычка с одноклассниками или нелицеприятный разговор с директором школы, окружающие оценивают это негативнее, чем, если бы в подобной ситуации оказался мальчик.