Аутизм у детей и правила поведения с больными детьми
Вполне нормальное и обоснованное желание каждого родителя – растить здорового малыша. Но, к сожалению, природа иногда распоряжается по-другому, и приходится бороться с серьезными и нежелательными заболеваниями. Одна из проблем ,с которой сталкиваются родители, - это аутизм у детей. Заболевание относится к расстройствам нервной системы, проявляется различными симптомами в зависимости от психического состояния ребенка. Своевременное обращение к врачу неврологу или психиатру позволит избежать серьезных проблем. А такой диагноз как аутизм у детей и правила поведения с больными детьми диктует свои, особенные.
Распознать первые симптомы аутизма можно у ребенка в возрасте еще до трех лет. Именно тогда у него проявляются первые отказы от контакта с матерью, он не любит, когда его берут на руки и обнимают. Ребенок старается вырваться из объятий и заняться своим делом. Аутизм у детей проявляется и в приступах агрессии, злости, которые ничем не обоснованы. У малыша плохо развита речь, тактильные ощущения, он не проявляет интереса к чему-то новому в его окружении, не хочет играть со сверстниками, полностью посвящая себя своему маленькому, неизвестному никому миру. Ребенок никогда не смотрит кому-то в глаза, он просто не способен выдержать подобного зрительного контакта.
Родители, детям которых поставлен подобный диагноз, не должны расстраиваться, винить себя в чем-либо и впадать в панику. Сегодня опытные психологи и педагоги могут заниматься с любыми детьми, даже если они немного не такие, как все. От их профессионализма зависит то, в какой степени будет проявляться аутизм у детей.
Если соблюдать самые основные рекомендации и правила поведения с больными детьми, то можно избежать неприятных последствий. Родители должны помнить, что ребенок, неадекватно воспринимающий окружающий мир, постоянно находится в опасности, сам того не понимая. Он не оценивает окружающую обстановку как угрозу, но такие опасности как электричество и оголенные провода, несущаяся на большой скорости машина, могут представлять опасность для ребенка. За такими детками требуется постоянное наблюдение!
Во-первых, родители должны убедить малыша в том, что он полноценный, нормальный член их семьи. От него никто не откажется, его любят и ему готовы всегда помогать. Делать такие убеждения слишком открыто и часто не стоит, - чем больше внимания этому уделять, тем больше ребенок будет зацикливаться на проблеме и понимать, что его успокаивают, и на то есть причины.
Во-вторых, поскольку аутизм у детей проявляется в нарушении режима сна и бодрствования, то его нужно установиться родителям. Постарайтесь сделать это ненавязчиво, так, будто ребенок сам так решил. Отклонений в установленном ежедневном режиме не должно быть ни на полчаса.
В-третьих, родители должны быть внимательны к любым достижениям и маленьким успехам ребенка. Любые психологи предлагают такие рекомендации и правила поведения с больными детьми для того, чтобы наладить какой-нибудь контакт. Похвала должна быть искренней, но не очень настойчивой и наигранной. Указания на ошибки тоже должны быть, но мягкие и выраженные в форме наводящих вопросов. Ребенок с аутизмом может неадекватно воспринимать критику и замечания, а тои в овсе закрываться еще больше от родителей. Поэтому требуется максимум осторожности и минимум фальши. Кстати, аутизм у детей может проявляться и в некоторых провалах памяти и забывчивости. Поэтому хвалить и поощрять ребенка лучше сразу же после достижения им какой-то маленькой победы. На следующий день он может не помнить о том, чем занимался вчера, и за что его сейчас хвалят.
Ребенок, страдающий аутизмом, конечно, требует мягкого воспитания. Однако в некоторых случаях его поведение может быть недопустимым. Баловство или любые другие действия дома или в общественном месте для всех одинаковы, поэтому малышу необходимо указывать, как можно себя вести, а как – нельзя. Даже если проявляются приступы агрессии во время замечаний, родители должны быть решительными и пресечь любые недопустимые действия сразу же. Но при этом ругать детей нужно, не указывая им на их болезнь. А только объясняя, что подобное поведение недопустимо ни для кого из деток.
Если же ребенок решил пойти сам на контакт или захотел что-либо изменить, пусть и в мелочах, это нужно развивать и поддерживать. Если малыш захочет что-то спросить или узнать, ему необходимо ответить, терпеливо объяснить. В случае, если вы ему грубо откажите или оттолкнете, у него появится ощущение того, что он никому не нужен, а перемены и стремление к познаниям – это плохо. После такого ребенок замкнется в себе еще больше и вряд ли когда-нибудь предпримет попытку еще что-то спросить, тем более у посторонних людей, - воспитателей, психолога и т.д..
Родители должны постараться объяснить своему ребенку, что вокруг него только доброжелательно настроенное окружение. Мир приветлив и вовсе не так страшен, а наоборот, в нем много интересного и нового. Со временем ребенок поверит в ваши слова, и в этот момент очень важно подтвердить на деле все, что вы сказали.
Конечно, дети с подобными проблемами в развитии, должны посещать специализированную школу, где работают подготовленные педагоги, психологи и неврологи. Именно в таких учреждениях детям могут оказать квалифицированную помощь, понять и поддержать, уделить внимание правильно.
Как бы не было тяжело воспитывать малыша с диагнозом «аутизм», родителям нельзя сдаваться. Для того, чтобы не замкнуться на своей проблеме, почаще общайтесь с родителями таких же деток, обсуждайте проблемы их развития, устраивайте для двух-трех малышей с таким диагнозом маленькие праздники. Это поможет им адаптироваться в обществе, перестать быть социально ограниченными. Со временем дети могут подружиться, что еще больше повысит и укрепит их самооценку и позволит сделать большой шаг вперед.