Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка
С 1,5-2-летнего возраста необходимо вырабатывать у детей привычку ежедневно выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику, которая является важным дополнением к комплексу мероприятий по физическому воспитанию детей младшего возраста. Регулярно выполняемые утром физические упражнения оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма, повышают общий тонус, улучшают аппетит и сон ребенка, имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Утренняя гимнастика и упражнения для ребенка важны очень!
Дети, занимающиеся утренней гимнастикой, легко просыпаются, более собранны и самостоятельны, крепче физически, имеют хорошо развитую мышечную систему и правильную осанку. В теплое время года занятия утренней гимнастикой рекомендуется проводить на свежем воздухе - в сквере, на полянке, на спортивной площадке у дома. В холодное время года или в плохую погоду утреннюю гимнастику проводят в хорошо проветренном помещении без сквозняков, с открытой форточкой или фрамугой, но так, чтобы на ребенка не попадали прямые потоки воздуха, при температуре 16-17 °С.
Необходимые для проведения гимнастических упражнений предметы и пособия - коврик, мячи, гимнастическая палка, обруч, флажки и др. - следует хранить в специально отведенном для этого месте. Нужно приучать ребенка готовиться к проведению утренней гимнастики и аккуратно относиться к вещам, которые нужны для ее выполнения. Комплекс утренней гимнастики включает не более 4-5 упражнений для разных групп мышц - пояса верхних конечностей, спины, живота, ног, а также упражнения корригирующего характера, укрепляющие свод стопы и предупреждающие развитие плоскостопия, - поднимание на носки, ходьба на носках, на внешнем крае стопы и др. Обычно вначале выполняются упражнения для пояса верхних конечностей, способствующие укреплению мышц грудной клетки и углублению дыхания, а затем для туловища и ног - приседания, наклоны, поднимание ног и др. Утренняя гимнастика заканчивается подскоками или бегом, затем ходьбой. Продолжительность утренней гимнастики - 6-8 мин.
Для занятий утренней гимнастикой ребенку нужны майка, трусы, спортивные тапочки. В летние дни можно заниматься без майки и босиком. Занятие лучше проводить до умывания. После утренней гимнастики ребенок принимает прохладный душ или его быстро обтирают влажным полотенцем. Сочетание физических упражнений с водными процедурами - эффективное закаливающее средство. Для детей второго года жизни комплекс утренней гимнастики строится по определенному сюжету, например «Зверята в лесу», «Ракеты и самолеты» и др. Взрослый во время утренней гимнастики предлагает малышу выполнить упражнения, напоминающие движения зверей и птиц, хорошо известные ребенку, например «птички полетели» (поднять руки в стороны и помахивать кистями), будем бегать, «как лошадки» (высоко поднимая колени и оттягивая носки). Можно выполнять имитационные упражнения: «как работает мотор у самолета» (согнуть руки в локтях и совершать ими круговые движения перед грудью) или «насос» (наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо).
Каждые 2 нед. упражнения утренней гимнастики заменяются новыми. С этой целью родители могут использовать отдельные гимнастические упражнения, которые были приведены в комплексах физического воспитания детей в разные периоды их жизни. Маленькие дети делают утреннюю гимнастику с помощью взрослых, которые контролируют правильность выполнения упражнений. Если у ребенка имеются какие-нибудь отклонения в состоянии здоровья, проводить утреннюю гимнастику можно только после консультации врача.
1. Медленный бег - 30 с.
2. Потягивание. И. п.- стать прямо, руки по швам, ноги шире плеч. На счет «раз» поднять руки вверх, сделать вдох носом и потянуться; на счет «два» - вернуться в и. п. - выдох ртом. 6-8 раз. При выполнении этого упражнения взрослый может произносить слова: «Потянись вверх, ручки еще выше.
3. «Деревья качаются». И. п. - стать прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет «раз» наклонить туловище влево; на счет «два» - вернуться в и. п., то же вправо. По 6 раз в каждую сторону.
4. «Как дышит слоник». На счет «раз» вдохнуть воздух левой ноздрей, правую зажать пальцем; на счет «два» - выдох ртом. То же правой ноздрей. По 4 раза.
5. «Насос». И. п.- стать прямо, ноги на ширине плеч. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «2-3-4» - три пружинистых наклона вперед, касаясь руками пола,- продолжительный выдох. 4-5 раз.
6. Приседание. И. п.- стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки в стороны - вдох; на счет «два» - присесть, наклонить голову к коленям и обхватить их руками - продолжительный выдох. 4-6 раз. При выполнении этого упражнения взрослый говорит: «Присядь, стань маленьким и быстро стань большим».
7. И. п. - стать прямо, руки по швам. На счет «раз» - руки вперед, на счет «два» - махом правой ноги достать ладонь левой руки; на счет «три» - вернуться в и. п.; то же левой ногой. По 4-5 раз.
8. Медленный бег - 30 с.
9. Обычная ходьба - 30 с.
Через две недели в этом комплексе можно заменить 2-3 упражнения, например, такими:
1. «Самолеты летят». И. п. - стать прямо, руки вдоль туловища. Взрослый говорит: «Самолеты полетели, полетели!» Ребенок, стоя с разведенными в стороны руками, наклоняет туловище то вправо, то влево, размахивая руками.
2. «Мотылек сел на цветочек». По команде взрослого «мотылек сел на цветочек и сложил крылышки» ребенок из и. п. стоя быстро приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину.