Плоскостопие стопы у маленького ребенка
Когда функция стопы нарушена, в организме, как в машине без рессоры, «детали» начинают постепенно «стираться». Обеспечивают эту функцию поперечный и продольный своды стопы - они поддерживаются в правильном положении многочисленными связками, костями и сухожилиями. В норме арка стопы опирается на пятку, а также I и V плюсневые кости. При деформации своды «обрушаются», а опорной точкой становится вся площадь стопы. Поговорим в этой статье про плоскостопие стопы у маленького ребенка.
Мышцы и связки ног и спины растягиваются, перенапрягаются, появляется тяжесть, боли и отеки голеностопа, коленей и тазобедренных суставов. Перегружается позвоночник, что ведет к нарушению осанки, головным болям и рефлекторным болям в области сердца. Снижается выносливость к физическим нагрузкам. Чем взрослее ваш сын или дочка, тем больше времени они проводят в активном движении. Крепкие ступни им просто жизненно необходимы. Как мы радуемся, когда малыш встает на ножки, а потом вдруг делает первый шаг! Но тут же возникает опасение: выдержат ли хрупкие суставы вес маленького ребенка? Беспокойство оправданно: именно в этот период жизни можно выявить изменения стопы и формы ног.
Более 60% случаев детского плоскостопия приходится на так называемое статическое. Оно может развиться, оттого что ребенка рано поставили на ноги, неправильно подобрали ему обувь или у него избыточный вес. Другие распространенные причины: врожденная или приобретенная слабость мышц и связок, недоразвитость соединительной ткани, наследственность, травмы, физические перегрузки, косолапость или икс-образные ноги.
Детская стопа не уменьшенная копия взрослой, у нее есть свои анатомические, физиологические и функциональные особенности. Костный аппарат во многом имеет хрящевую структуру. Связки еще не развиты, слишком эластичны и растяжимы. Мышцы тоже недостаточно сильны и выносливы. Во время движения центр тяжести смещается, и, чтобы сохранить устойчивость, ребенок инстинктивно увеличивает площадь опоры - шире расставляет ножки и разводит стопы. В результате суставы разбалтываются и не выдерживают массы тела, свод опускается, ступня уплощается, расплющивается. Теперь нагрузка приходится на внутреннюю часть стопы, корпус как бы заваливается на нее, а наружная часть стопы приподнимается. Пяточная часть отклоняется к внешней стороне. Обувь, как правило, снашивается больше по внутренней стороне. Развивается плоскостопие со всеми вытекающими последствиями для опорно-двигательного аппарата.
Происходит плоско-вальгусная установка стопы (pes valgus), а в дальнейшем и коленных суставов. Она может в свою очередь стать причиной развития у детей (чаще девочек) икс-образных ног. Чем старше такой ребенок, тем выше опасность подвывиха ладьевидной кости (косточки) у основания большого пальца. Дети с вальгусной стопой быстро устают, не могут долго находиться на ногах, бегать. Из-за нарушения биомеханики изменяется осанка и походка, может развиться сколиоз, а в будущем остеоартроз, остеохондроз и радикулит. Те же процессы наблюдаются и при косолапости (варусном положении стопы и О-образной форме ног). Плоскостопие встречается примерно у 15-25% дошкольников и школьников 6-9 лет. В этом возрасте оно не фиксировано и хорошо поддается коррекции. Формирование свода завершается обычно к 6-7 годам, и важно до этого времени не дать болезни развиться и прогрессировать.
Диагностировать положение стопы, стабильность и подвижность ее суставов, изменение формы, наличие вальгусного отклонения пяточного отдела может врач-ортопед при обычном визуальном осмотре. Он обратит внимание и на жалобы ребенка, родителей. При первых признаках заболевания появляется усталость и отеки лодыжек, на второй стадии боль поднимается до колена, на третьей - возникает в пояснице и голове. Более объективный метод - плантография: отклонения оценивают по отпечатку стопы при нагрузке. Ногу смазывают красящим раствором и наступают ею на белый лист. Величина неокрашенной части выемки отображает глубину свода стопы. Если отпечаталась только пятка, внешний контур стопы и передняя часть стопы с пальцами - все в порядке. Если вся ступня - это тяжелая форма плоскостопия. При начальной стадии - закрашена половина или средняя часть стопы.
Подометрия отражает упругие колебания стопы и подходит школьникам. Устройство измеряет высоту от верхней поверхности ладьевидной кости до основания пола, а также длину от кончика первого пальца до заднего края пятки.
Данные о высоте умножают на 100 и делят на длину стопы. Полученный подометрический индекс в норме колеблется от 39 до 31, снижение до 25 - признак уплощения, ниже 25 - выраженного плоскостопия. Супинатор - это бугорок у внутреннего края подошвы в обуви, он поддерживает свод стопы и регулирует нагрузку на суставы и позвоночник. Однако родителям не стоит самостоятельно «назначать» крохам стельки-супинаторы - можно спровоцировать атрофию связок. До 3-4 лет, когда свод стопы еще формируется, в них нет необходимости. Гораздо эффективнее упражнения на укрепление мышц и связок.
А вот школьникам при тенденции к плоскостопию стельки-супинаторы или ортопедическая обувь пригодятся: они позволят правильно сформировать своды стоп и предупредить патологию. Стельки-супинаторы лучше делать на заказ. Но помните, что они дают позитивный эффект, только если маленький ребенок регулярно тренирует ноги, выполняя все те же упражнения. Гимнастика - основной метод лечения и профилактики. Кроме укрепления опорно-двигательного аппарата она снижает утомляемость при длительном стоянии и ходьбе. Комплекс назначает врач, повторять его нужно до 10 раз, не реже 2-3 раз в день. Снять усталость и болевой синдром, восстановить функцию стопы поможет физиотерапия и массаж бедер, голени и голеностопа.