Адаптация ребенка к детскому саду
Решение родителей о том, будет ли ребенок посещать детский садик или же останется в домашних условиях под присмотром родителей или бабушек, должно приниматься взвешенно и обдуманно. Понятно, что у самого ребенка спросить его мнение можно, только от него вряд ли, что будет зависеть. Мама и папа, а иногда бабушки и дедушки задолго до момента поступления малыша в сад начинают спорить о преимуществах и недостатках его воспитания чужими тетями-воспитательницами. Итак, в результате решено, что ребенок будет посещать это заведение, а значит, впереди адаптация ребенка к детскому саду.
Начинаем его к этому готовить, поскольку вполне очевидно, что после привычного распорядка дня рядом с любимой мамой ему будет тяжело привыкнуть к новому режиму, питанию и коллективу. Эти три фактора являются самыми основными, которые требуют совместного решения родителями и ребенком, то есть всей семьей.
Чтобы в первые же дни не разочаровать малыша в новых для него условиях ежедневного пребывания, адаптация ребенка должна быть грамотной. Кстати, большинству мам также потребуется запастись завидным терпением и проявить всю свою силу воли, чтобы не поддаться капризам ребенка и не бросить идею с детским садом еще до того, как раздастся первый плач малыша с просьбой забрать его домой. Стресс – это вполне нормальное явление, это проявление своеобразной реакции малыша на то, что его заставляют изменить привычный образ жизни и «оторвать» на целый день от мамы! Привыкнуть к детскому саду и справиться с этим стрессом можно общими усилиями, ни в коем случае не оставляя ребенка наедине со своим переживанием. Ни в коем случае не делайте тему о садике пугающей для ребенка или не заводите ее каждый раз, когда наказываете малыша за какую-либо шалость.
Недопустимо говорить, что за непослушание придется идти в садик, где не будет мамы и папы, а воспитательница будет наказывать и ругать. Это изначально неправильная позиция, которая уже с самого начала сформирует у ребенка негативное впечатление о садике и его работниках. Сад нужно постараться описать так, чтобы ребенок сам захотел туда как можно скорее. Пусть это будет повествование мамы в спокойном тоне, с красочными описаниями. Не забудьте рассказать о новых игрушках, ведь они сейчас интересуют ребенка куда больше, чем психология общения со сверстниками. Прогуливайтесь по территории сада до того, как в первый раз приведете туда ребенка. Пусть он освоит хотя бы территорию для уличных прогулок, тогда они для него станут такими же привычными, как и родной двор, где он привык бегать с мячом или кататься на велосипеде.
Выбирайте для малыша красивую одежду, можно даже сделать покупки вместе, всей семьей. Пусть малыш поучаствует в сборах в детский садик. К первому посещению сада у него должно сформироваться только позитивное настроение и осознание того, что он самостоятельно собирается и готовится к новому образу жизни, и тогда адаптация ребенка пройдет успешно. Обо всем, что будет необходимо в садике, вам расскажет воспитатель.
Акцентируем внимание на том, что только своим собственным поведением и спокойствием можно подать ребенку пример и правильно подготовить его к детскому саду. Первым делом, объясните ребенку, для чего вообще нужна эта затея с детским садом? Если ребенок уже вырос из возраста яслей и идет в сад в возрасте трех лет, то он отлично поймет, что садик – это возможность найти новых друзей и увлечения. Что касается дружбы, то в этих моментах необходимо проявить максимум деликатности и знаний психологии. В детском возрасте дружба – это нечто иное, нежели дружеские отношения между взрослыми людьми, основанные на доверии и общих интересах. Дружба между детками младшего возраста рождается во время игр, то есть совместное использование без драки игрушек и нахождение на одной территории уже означает успех в начале дружеских отношений. Делиться игрушками каждый научится со временем, только важно объяснить малышу, что интересные игрушки есть и у других. Ими тоже будет можно будет поиграть, если дать взамен свои. Со временем этот конфликт будет исчерпан, вопрос о жадности также не заставит родителей волноваться. Кстати, попробуйте предложить маленькому самостоятельному человеку помочь другому. Если в группе есть малыш, который постоянно капризничает, пусть ваш сын или доченька угостит его конфетой или яблоком. Это станет как шагом для сближения ребят, так и уроком, который покажет детям, что такое сочувствие.
Ошибкой родителей является их желание с первого же дня оставить ребенка одного в саду, один на один со своими страхами и переживаниями по поводу того, где и почему он оказался. Вы привели ребенка в сад, не спешите сразу же незаметно уйти, чтобы не видеть его слез и истерического крика. В первый день любой воспитатель должен дать родителям возможность поприсутствовать в саду, понаблюдать, за игрой детей. Ребенок будет видеть, что мама рядом, постепенно привыкнет к новому окружению, а когда через несколько дней вы объясните ему, что уйдете на полчасика и вернетесь снова, он даже не расстроится и будет продолжать ставшие привычными для него игры, готовясь каждый день самостоятельно к детскому саду.
Теперь поговорим насчет того, как следует собираться в сад, ведь это тоже своеобразная адаптация ребенка. Обычно после того, как малыш привык высыпаться по утрам до привычного ему времени, начать вставать рано утром довольно тяжело. Будьте терпеливы к своему любимому чаду, не торопите его, когда будите, когда одеваете. Пройдет время, и ребенок сможет почувствовать привычку к новому режиму. Можно запланировать подъем на немного раннее время, чтобы не опоздать, но суметь собраться без суеты и нервов. Если воспитатель в садике не возражает, дайте с собой ребенку любимую игрушку. Так он сможет почувствовать, что в новой обстановке с ним рядом кто-то близкий, пусть даже и кукла. Психологи утверждают, что так адаптация ребенка в новых условиях проходит легче.