Родительские требования и правила для детей
Детей нужно любить, понимать, хвалить, уметь слушать. Воспитание означает также дисциплину и послушание. Поэтому вполне логично, что должны также существовать родительские требования и правила для детей. И дети в свою очередь должны этим правилам следовать и выполнять определенные родительские требования.
Прежде чем устанавливать требования и правила необходимо учитывать эмоции, интересы, потребности и переживания своего ребенка. Большинство детей хотят поддерживать порядок в чем-либо даже больше чем их родители. Без правил и требований дети чувствуют себя никому не нужными, поэтому неосознанно дети ждут, что родители будут устанавливать для них какие-то правила. На примере грудничка можно заметить, что в гостях он чувствует себя не комфортно, попав домой, он успокаивается, видя привычную обстановку.
Дети интуитивно понимают, что раз родители устанавливают какие-то правила, значит, их любят и таким образом заботятся о них. Это доказывает один пример, как-то один подросток сказал, что его родители не любят, потому что ему разрешают то, что другим ребятам их родители запрещают. И он сделал вывод, что родителям нет до него дела.
И здесь возникает вполне логичный вопрос, если дети чувствуют себя более защищенными, когда им диктуют определённые правила, тогда почему они не хотят слушаться и выполнять эти правила? Существует много причин. Дети ничего против самих правил не имеют, им не нравятся способы внедрения этих правил и требований.
Запреты, требования, ограничения и правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка. Многие родители не хотят огорчать своего ребенка, поэтому стараются избегать конфликтов, идя на поводу у своего чада. Такой попустительский стиль воспитания неприемлем. Последствия такого воспитания окажутся пагубными.
Родителям важно помнить что этих запретов, ограничений и правил не должно быть слишком много, более того они должны быть гибкими. Нужно избегать двух крайностей в воспитании детей это авторитарного и попустительского стиля. Чувство меры подскажет, что можно ребенку, а что нельзя.
Некоторые вопросы в своей жизни решать может сам ребенок, правда в каждой семье по-разному. Например, ребенок может решить, в какой кружок ему записаться, когда делать уроки, какими игрушками играться и т.д. Все эти дела детей можно контролировать, но намного легче снять с себя лишний груз, и разрешить ребёнку самому решать такие несущественные дела.
Также родители могут устанавливать детям границы. Например, им разрешается гулять, но только до определенного времени. Написать уроки они могут когда угодно, но только до 20,00 вечера. Или гулять на улице можно, только в пределах района. Для того чтобы не возникали конфликты через правила и требования, родителям нужно спокойно, а главное коротко и ясно объяснить почему они их устанавливают. И при этом важно объяснить и подчеркнуть, что остается на выбор ребенка. Тогда дети поймут, что их уважают, что родители дают им некоторую свободу и разрешают самостоятельно принимать решения. В таком случае дети будут лучше принимать и соблюдать родительские требования, правила и ограничения.
Бывают случаи, когда родители вынуждены нарушать свои же правила. Такие случаи бывают не часто, а только в виду сложившихся особых обстоятельств. Например, приезжает бабушка или папа, который долго отсутствовал и ребенку разрешается подождать приезда бабушки или папы до 22-23 ч. вечера. Более того ребенку могут разрешить не пойти завтра в детский сад. Другая ситуация ребенку приснился кошмарный сон и ему разрешили поспать вместе с родителями. В таких непредвиденных ситуациях родителям не нужно бояться данных исключений из правил. К тому же дети очень ценят то, что родители идут им навстречу и в свою очередь более охотно выполняют требования родителей в обычной ситуации.
Также родители должны понимать, что правила и требования не могут противоречить потребностям ребенка. О чем идет речь? Многих раздражает чрезмерная активность ребенка. Он прыгает, бегает, шумит, хватает, разбирает и так далее. Таким образом, ребенок проявляет свои естественные потребности в движении, упражнении, познании. В отличие от взрослых им просто необходимо много двигаться исследовать и изучать разные вещи и предметы, попробовать свои силы. Запрещать им это делать, всё равно, что преграждать горную реку. Просто энергию ребенка нужно направить в безопасное и удобное русло.
Ходить по лужам ребенку можно позволить только в высоких резиновых сапогах, разбирать часы или что-то другое тоже можно, только если оно старое и не пригодное для починки. Играть с мячом можно только в безопасном месте на улице, но если это дом или квартира, то подальше от окон и бьющихся вещей.
Дети 10-11 летнего возраста начинают больше прислушиваться к мнениям своих сверстников и одноклассников. И родителей слушаться не горят желанием. Последствия такого непослушания могут быть серьезными и опасными для самих же детей. Запреты, конечно, должны быть, но здесь нужно быть поосторожнее, особенно с запретами «не ходить», «не дружить», «не одевать».
Дети в таком возрасте не хотят быть белой вороной, поэтому слушать они будут скорее своих сверстников, нежели родителей. Просто они хотят избежать насмешек с их стороны. В таких ситуациях нужно проявить терпение, важно не допустить затяжного конфликта с ребенком, чтобы не потерять доверие окончательно.
Обязательно нужно все запреты, требования, ограничения и правила обговорить вместе с взрослыми, которые принимают участие в воспитании детей. Мама, папа, и бабушки должны быть однодумными и если разрешать что-то ребенку, то только по согласию всех остальных. Иначе ребенок эту ситуацию быстро «просечет», и будет раскалывать ряды, добиваясь своего. К тому же отношения между взрослыми также будут накалены.