Особенности клипового мышления у человека
Современное поколение перестает думать логически, задействовать свои интеллектуальные способности. И в это время рождаются необычные малыши, которые отличаются своим образом мышления, их принято называть «дети индиго». Взрослые недоумевают, как просто дети овладевают различными техническими приспособлениями, изучают компьютерные программы, которые и не все образованные люди могут понять. Психологи утверждают, что причиной подобных явлений служит клиповое мышление. Стоит узнать особенности клипового мышления у человека, чтоб понять это гениальность либо же признаки деградации.
Английское слово clip переводится, как скорость движения, быстрота, отрывок, вырезка из газеты. Поэтому клиповое мышление можно характеризовать, как новый метод приобретения и изучения информации в виде наглядного материала, то есть картинок, отрывков, определенных фактов, быстро сменяющих друг друга, как будто разноцветные сегменты в калейдоскопе. Конечно, это крайне отличается от того, как привыкли получать и обрабатывать информацию люди с обычным мышлением, читая печатный текст и систематизируя его в логическую цепочку.
Было бы неразумно полагать, что нынешнее время технического прогресса никак не отразится на особенностях мышления человека. Легкий доступ к интернету, СМИ переполняет количеством различной информации, а быстрота ее изменения повысилась в 50 раз. Поэтому мозг малыша попросту не поспевает систематизировать и усваивать все множество материала.
Как утверждает Рада Грановская, доктор психологических наук, малыш не появляется на свет с определенным образом мышления, будь то логическое или клиповое. На формирование данного типа мышления большое воздействие оказывает среда обитания ребенка, детский сад, школа, и на первом месте стоят родители. Мышление малыша только приспосабливается под получаемую им информацию.
В этом и хранится преимущественная проблема современного общества, в частности молодежи. Старое поколение жило книгами, классикой, письмами, поэзией, что и позволяло им развивать текстовое восприятие и формировать логическое (систематическое) мышление. Современная молодежь, начиная еще с пеленок, пользуется в повседневной жизни новейшими гаджетами, что полностью заменяет надобность чтения. Многие получают информацию в виде картинок, фигурных образов, это напоминает просмотренный видеоклип. Однако, беря во внимание множество информации и поток появления новой, дети изучают материал поверхностно, не углубляясь в суть. Мозг не в силах систематизировать полученные знания, поэтому со временем они легко теряются, тем самым высвобождаются место для новых.
Так называемые «люди книг» способны решать сложные задачи, но для этого им требуется некоторое время. А «люди экрана» могут с большой скоростью решать простые элементарные задачи и уравнения, так как сложные им не под силу. Все же в последнее время наблюдается высокий рост количества людей с клиповым мышлением.
Также специалисты отмечают некоторые негативные особенности подобного образа мышления: уменьшение уровня сосредоточенности, не тренированность памяти, низкие способности к анализу и логическому осмыслению информации.
Как уже говорилось, клиповое мышление появилось на пороге использования новейших технических приспособлений, и особенности аналогичного способа получения знаний могут быть полезными как раз для современного человека, которые, лидируют в конкуренции с теми, кто долго анализирует материал, медленно его осваивает, хотя и мыслит не поверхностно.
Можно привести пример того, как работает клиповое мышление. Представим: вам необходимо подойти к шкафу и найти там синий шарф. Вы будете быстро выкидывать из шкафа все неподходящие вещи в поисках шарфа. Для этого не нужно составлять список всех вещей в шкафу, их систематизировать, нужно отбросить лишнее и сосредоточится на главном. Подобным образом действуют люди с клиповым мышлением – отбрасывают «лишнюю» информацию и берут для себя главное.