Рак поджелудочной железы в организме
Наиболее часто рак поджелудочной железы поражает людей старше 60 лет. На карциному поджелудочной железы приходится 10% всех опухолей ЖКТ. Основные факторы риска: курение, употребление специй, жирной пищи, хронический панкреатит, чаще возникает у больных сахарным диабетом. В статье поговорим про рак поджелудочной железы в организме!
Патологическая анатомия: преимущественно аденокарциномы, исходящие из протоков, головка поджелудочной железы вовлекается в процесс в 65% случаев, тело и хвост - в 30%, только хвост - в 5%. На момент установки диагноза опухоль бывает ограничена поджелудочной железой лишь в 15% случаев, в 25% уже определяются метастазы в регионарные лимфатические узлы. Опухоль метастазирует рано в регионарные лимфатические узлы (90%), медиастинальные и надключичные лимфоузлы. У 50% больных при установлении диагноза уже имеются метастазы в печень.
Обычными симптомами карциномы поджелудочной железы относят уменьшение массы тела, боль в животе, анорексию и желтуху. Наиболее частый симптом - желтуха (80-90% у больных с карциномой головки железы и у 10-40% с опухолями тела и хвоста), постепенно нарастающая без предшествующего приступа болей, характерных для холедохолитиаза, обычно прогрессирует и сопровождается зудом. С закупоркой общего желчного протока связаны и повышение температуры, интоксикация, ахолический стул, темно-желтушная моча, легко прощупываемый, увеличенный желчный пузырь (симптом Курвуазье). С нарушением функции желчевыводящих путей в организме и Вирсунгова протока кал становится глинистого цвета с неприятным запахом; изменения функции кишечника сопровождаются диареей и поносом. Если опухоль тела поджелудочной железы сдавливает нижнюю полую вену, то появляются отеки нижних конечностей; возможны мигрирующие тромбофлебиты, имеющие паранеопластический характер.
У 75-90% больных боль в организме отмечается, при опухоли головки она чаще локализуется в эпигастральной (подложечной) области и в правом верхнем квадранте живота, при опухоли тела - по средней линии, хвоста - в левом верхнем квадранте. Она может быть слабой и упорной и тупой, резкой, иррадиирующей в спину. Сильная неукротимая боль свидетельствует о распространении процесса в забрюшинное пространство и инфильтрации нервного сплетения вокруг чревного ствола. Опухоли тела поджелудочной железы часто проявляются выраженными болями, меняющимися при вставаний или наклоне, нередко отдающими в спину. Увеличение селезенки может быть результатом сдавления, инфильтрации и тромбоза вен поджелудочной железы системы воротной вены, особенно селезеночной вены. Эрозия слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки может быть причиной желудочно-кишечного кровотечения.
Обычно нарушается эмоциональная сфера, что проявляется бессонницей в организме, беспокойством, приступами ярости, депрессии, склонностью к суицидальным попыткам и ощущением надвигающейся беды. Значительно уменьшается масса тела при карциноме поджелудочной железы (в среднем на 12 кг). На ранних стадиях диагностика рака поджелудочной железы затруднительна и редко бывает из-за этого своевременной.
У больного старше 50 лет рак поджелудочной железы следует заподозрить при наличии следующих признаков: необъяснимое уменьшение массы тела более чем на 10% по сравнению с нормой; необъяснимая боль в верхнем отделе живота, особенно при отрицательных результатах обследования верхних отделов желудочно-кишечного тракта; необъяснимые боли в спине; приступы панкреатита без видимой причины; экзокринная недостаточность поджелудочной железы без видимой причины; внезапное начало сахарного диабета; желтуха с признаками обструкции. Опухоли островков клеток Лангерганса в результате значительной продукции инсулина приводят к гипогликемии, утомляемости и усталости; гастриномы приводят к развитию синдрома Золлингера-Эллисона (молниеносная пептическая язва). Данные лабораторных исследований мало помогают в диагностике рака поджелудочной железы.
При диагностике компьютерная томография позволяет обнаружить опухоль более чем в 80% случаев; у 5-15% больных с подтвержденной опухолью с помощью КТ выявляют лишь ее генерализованное увеличение, что скорее предполагает панкреатит; ложноположительные результаты получают у 5-15% больных, у которых при лапаротомии опухоль не была найдена. Ультрасонография бывает полезна, если размеры опухоли превышают 2 см и локализуются в головке или теле; ее сочетают с чрескожной пункционной биопсией тонкой иглой.
В 75-85% случаев имеет диагностическое значение эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография, она обнаруживает стеноз или обструкцию протока поджелудочной железы или общего желчного протока, но дифференцировать карциному от хронического панкреатита очень трудно; ложно отрицательные результаты при ЭРХП получают редко. Лапароскопия в ряде случаев бывает информативна.
Наибольшая информация ранее представлялась рентгенологическим контрастным исследованием желудка и двенадцатиперстной кишки (карциному головки поджелудочной железы можно рентгенологически обнаружить только при больших ее размерах, деформации слизистой оболочки двенадцатиперстной кишки и конфигурации ее петли). Определенную ценность имеет селективная ангиография. Основные ее преимущества - это выявление опухоли в теле и хвосте железы по состоянию сосудов, их смешению и окклюзии; обнаружение метастазов в печени; оценка степени повреждения крупных сосудов железы, что оказывает влияние на хирургическую тактику. Ложноотрицательные результаты при ангиографии получены в 15%. Лечение - радикальное хирургическое - резекция. Если диагноз подтверждается во время операции, то опухоль обычно уже неоперабельна; уровень ее операбельности в большинстве случаев всего 15-20%.