Рефлексы детей грудного возраста
Рефлексы у детей - это реакция на различные внешние раздражители. Специалисты по невралгии оценивают рефлексы, для определения состояния нервной системы. Рефлексы имеют свойство появляться и исчезать. Некоторые рефлексы свойственны детям с рождения, но с возрастом исчезают, а на их месте развиваются другие, как правило, более сложные.
Рефлексы детей грудного возраста в здоровом состоянии должны быть симметричны. То есть это одинаковая реакция на раздражения с двух сторон справа и слева. Если же не наблюдаются симметричные реакции, это свидетельствует о нарушениях. На ранних стадиях развития это можно проверить с помощью хватательного рефлекса. В здоровом состоянии ребенок должен захватывать пальцы как правой рукой так же и левой, если же рефлекс не симметричен, это сигнал обратиться к педиатру на консультацию.
Некоторые рефлексы начинают ослабевать. Каковы причины данных изменений? Ослабление жизненно важных рефлексов, как правило, связанно с проблемами с нервной системой, возможны нарушения в мышечном тонусе, а также различные воспалительные процессы в организме, могут вызвать усиление или ослабление рефлексов. При росте и развитии детей грудного возраста возможна повышенная возбудимость, но это не повод к тревоге, если не наблюдаются другие тревожащие симптомы в поведении ребенка. Но если наблюдаются в совокупности нарушения, то это повод срочно обратиться к детскому неврологу, который может правильно оценить все симптомы и поставить диагноз.
Различные раздражители, которые вызывают рефлексы, могут быть очень полезны вашему малышу, как в физическом, так и в умственном развитии. Комплексное использование раздражителей можно назвать гимнастикой или массажем для ребенка.
Существует множество различных методик. Как правило специалисты рекомендуют простейший метод, начинать с простых движений и с каждым разом их увеличивать и немного усложнять. Занятия рекомендуется проводить в виде зарядки в освещенной комнате. Ребенок должен быть выспавшимся, относительно спокойным и не голодным. Любые движения, которые вы будите делать не должны вызывать у ребенка состояния дискомфорта.
Существует основная методика работы с рефлексами
Методики подбираются с учетом возраста ребенка, физическими способностями и его активностью.
Рефлекс хватания и сжимания проявляется при прикосновении вашего пальца к ладони ребенка, а также к стопе ребенка. Ребенок старается сжать палец и держать. Как правило, данный рефлекс активен до 3-4 месяцев.
Рефлекс ползанья, очень полезен, так как развивает мышечный каркас ребенка. Ребенка укладывают на живот и используют собственные ладони для точки опоры стопам ребенка, и он начинает медленно хаотично ползти, желательно привлечь его внимание целью - игрушкой.
При кормлении можно понаблюдать за поисковым рефлексом. При прикосновении пальцем возле углов рта опускается нижняя губа в поиске груди матери. Особенно заметно перед кормлением.
Сосательный рефлекс один из самых заметных, при попадании соски в полость рта проявляется сосательный рефлекс.
Также для ребенка очень важен глотательный рефлекс, которому он обучается в первые дни своей жизни. При попадании чего либо мягкого в рот, ребенок должен глотать. Если же попадают в рот твердые вещества, то срабатывает рефлекс кляпа – это защитный рефлекс, чтобы ребенок не подавился. Поэтому не стоит давать ребенку до 6 месяцев твердые вещества, так как он будет их рефлекторно выталкивать.
Рефлекс Бабкина (ладонно-ротовой) можно наблюдать при надавливании подушечки ладони возле большого пальца, при этом ребенок открывает рот и сгибает голову в сторону раздражения. Важно проверять данный рефлекс на обеих руках.
Рефлекс Бабинского можно проверить, если провести пальцем по стопе ребенка от пятки до кончиков пальцев. При этом стопа полностью разгибается, и происходит сгибание в тазобедренном, коленном суставах. Полезно делать эти движения в виде массажа по утрам.
Хоботковый рефлекс наблюдается при постукивание пальцами по губам, губы ребенка приобретают вытянутую форму хоботка.
Опорный рефлекс. При поднятии ребенка вертикально происходит сгибание всех суставов ног, а при опущении на опору, ребенок стоит всей стопой на поверхности, при этом колени согнут, туловище прямое, ребенок находиться в напряженном состоянии. Важно при этих движениях придерживать пальцами головку ребенка.
После рефлекса опоры обычно наблюдается рефлекс автоматической ходьбы. Ребенок находится в слегка согнутом состоянии и делает пошаговые движения. Ноги могут перекрещиваться. При этом вес ребенка фактически полностью ложиться на ваши руки.
Рефлекс Моро. Вызывать данный рефлекс с помощью раздражителей рекомендуют только специалистам неврологам, так как раздражитель может напугать ребенка. Обычно проводят удары возле головы ребенка на расстоянии 15-20см от головы. Удары производят с обеих сторон. При здоровом состоянии, ребенок разводит руки в стороны, затем разгибает пальцы и возвращает их в исходное состояние. В большинстве случаев данный рефлекс вызывают в диагностических целях.
Существуют также цепные установочные рефлексы
При повороте головы в сторону постепенно поворачивается и все туловище, начиная с грудного отдела. Также при повороте плеча в сторону происходит поворот туловища и конечностей.
Если определенные рефлексы вызвать не получается или очень сложно, важно повторить попытку несколько раз. Так как в некоторых случаях реакция ребенка может быть ослаблена из-за его физической усталости. Можно повторить через определенный период времени. Если все же рефлекс не наблюдается, это свидетельствует о его угнетении.
Все перечисленные рефлексы наблюдаются у детей до 6 месячного возраста.
Бывают случаи, когда безусловные рефлексы не исчезают по истечению грудного возраста, в таких случаях рефлекс считается патологическим и ребенку необходимо обследование.
Комментарии:
Оставить комментарийКликаем по кнопке "Добавить на Яндекс" и виджет установится у Вас на странице и Вы будете видеть свежие статьи с сайта