Причины проблем в школьном обучении
Проблемы в школьном обучении – очень актуальный сегодня вопрос. Многие дети еще в самом начале своего пути в школе причисляются к разряду неуспевающих, и этот ярлык им зачастую приходится нести на протяжении многих лет учебы. При этом специалисты отмечают, что тот факт, что дети не могут усвоить учебный материал в полном объеме, сам по себе не так страшен.
Важно другое – те отрицательные последствия, которые отражаются на личности неуспевающего ребенка. К их числу относятся:
• Снижение самооценки;
• Смирение детей с неспособностью, неуспехом;
• Пассивность, равнодушие или негативный настрой по отношению к любому обучению.
Все родители хотят видеть своих детей успешными, благополучными, счастливыми. А фундамент благополучия во многом закладывается именно в эти годы. Поэтому важно своевременно определить причины проблем в школьном обучении и сделать так, чтобы «современная школа» не стала препятствием для будущей успешной взрослой жизни, а, напротив способствовала ей.
С чем связаны трудности в школьном обучении?
• С недостаточным или несвоевременным формированием отдельных функций детской психики;
• С задержками в психическом развитии.
Следовательно, существуют две важнейшие причины проблем, которые ведут к несформированности психики ребенка:
• Отрицательное влияние окружающей обстановки и неблагополучные жизненные условия, сложные отношения в семье, педагогическая запущенность, бытовые трудности, негативное экологическое воздействие.
• Особенности созревания мозга в детском возрасте, которые заключаются в том, что отдельные области мозга развиваются неравномерно, в их работе наблюдаются различные отклонения. Зачастую причиной этому бывает неблагоприятный внутриутробный период развития плода, патологические роды. В результате у ребенка могут возникать трудности с некоторыми функциями его психики - вниманием, памятью, речью, мышлением, а значит, и с чтением и письмом.
Выраженные врожденные и приобретенные патологии нервной системы, а также связанные с ними грубые отклонения в деятельности мозга изучают дефектология, специальная психология, коррекционная педагогика.
Однако большинство неуспевающих в школе детей имеют незначительные отклонения, которые называются минимальными мозговыми дисфункциями. Из-за своей парциальности и минимальности в дошкольный период они никак себя не проявляют и обнаруживаются только тогда, когда ребенок поступает в школу.
Серьезные умственные нагрузки, строгий контроль, быстрый темп обучения оказывают значительное влияние на еще не сформировавшиеся структуры головного мозга, которые обеспечивают состояние детской психики.
Причины проблем бывают связаны с отсутствием нормального взаимодействия психических процессов. У детей могут возникать трудности с освоением действий по пространственному синтезу и анализу, которые необходимы для обучения чтению, счету и письму. В свою очередь, основа для пространственных понятий - это представления ребенка о схеме своего тела, о собственной двигательной активности в реальном пространстве. Между тем компьютерные игры не могут стать заменой игр в догонялки, прятки и др. виды деятельности в реальном многомерном пространстве. Поэтому одной из причин задержки формирования связей между психическими функциями является компьютеризация детей дошкольного возраста.
Если образно представить детскую психику в виде комода с большим количеством ящиков с хранящейся в них информацией, то, чтобы извлечь эту информацию и применить ее, необходимо знать, какие ящики открывать и в какой очередности. Наработка этого процесса осуществляется в ходе подвижных и предметных игр, активных видов деятельности.
Здесь надо отметить, что нарушение психической функции никогда не бывает полным, и многие составляющие психики ребенка сохраняются. Это является основой психологической коррекции и лечебной педагогики. Нарушенные составляющие психики компенсируют здоровые психические процессы.
Если ребенок не успевает в школе, необходимо выявить причины проблем с помощью детского психолога.
Кроме того, специалисты могут порекомендовать для ребенка те или иные развивающие игры и занятия:
• Подвижные игры;
• Интеллектуальные игры;
• Ролевые игры;
• Лепку, рисование;
• Вырезание и аппликацию;
• Конструирование;
• Ритмику, хореографию;
• Музыкальные занятия.
Развитие сохранной психической функции сможет компенсировать более слабую функцию, так что ребенок будет легче справляться со школьными заданиями.