Гиперактивный ребенок в раннем возрасте
Как воспринимать ситуацию, когда ребенок в раннем возрасте гиперактивный и неугомонный, находится в постоянном движении и сутки напролет прыгает по головам обескураженных мам, пап, бабушек и дедушек. Как поступать, когда ребенок неусидчив во время занятий в саду, не может спокойно играть со сверстниками во дворе. Почти одновременно гиперактивный ребенок в раннем возрасте играет, и прыгает, ломает и строит, разбрасывает и собирает, кричит, поет, смеется, а еще ударить или укусить может. И родители задаются логическим вопросом: Как воспитывать своего ребенка? Ругать или шлепать? Как ему будут даваться знания в школе? И как воспринимать его неугомонность и гиперактивность? - Как норму или патологию? И в случае если это все же не вариант нормы, а наоборот, то нуждается ли такой ребенок в консультации и лечении специалистов.
Гиперактивный ребенок непрерывно находится в движении, и даже когда устает, не прекращает двигаться, а изнурившись и окончательно выбившись из сил истерит, капризничает и плачет.
В любых условиях и среде (будь то детский сад, прогулка по парку, детская площадка, магазин или дом) такой ребенок ведет себя одинаково активно. Ребенком сложно управлять, он не реагирует на замечания и запреты.
С большим трудом его можно уложить спать. А засыпая, спит непродолжительно, сон поверхностный и беспокойный.
Гиперактивный ребенок очень часто провоцирует конфликты среди сверстников, при этом не осознавая свою агрессию. Может применить и пустить в ход что попадется под руку - камень, палку.
Ребенок очень любознательный, задает по сто вопросов в минуту, не всегда выслушивая ответы. Часто перебивает, говорит много и быстро.
В чем причина гиперактивности ребенка?
Надо понимать, что гиперактивность - это не черта характера, не темперамент, а следствие возможно имевшихся нарушений в период рождения, новорожденности или в грудничковом возрасте (дети, родившиеся путем кесарева сечения или в результате сложных патологических родов, недоношенные и дети с низкой массой. Но это не значит, что все дети, входящие в названную группу риска являются гиперактивными.
Что нужно делать, чтобы избавить свое чадо от излишков активности?
В первую очередь ребенок нуждается в спокойной психологической обстановке в семье. Важен личный пример. Если родители неуравновешенны, эмоциональны, суетливы, постоянно опаздывают, часто меняют планы, несутся с ребенком в садик, сломя голову да еще и ребенка поторапливают, то это не поможет ребенку стать спокойнее. Обязательное условие-это соблюдение режима дня с прогулками на свежем воздухе.
Избегайте крайностей в воспитании своего ребенка-предъявления ему чрезмерных требований или вседозволенности, проявления излишней мягкости.
В том, что малыш такой живчик его вины нет. Поэтому не ругайте и не наказывайте его за это, не имеет смысла устраивать бойкоты. Таким отношением вы можете привить ребенку чувство вины и заниженной самооценки. Малыша надо хвалить каждый раз, когда он доводит начатое дело, игру, занятие до конца.
Старайтесь научить ребенка контролировать свои эмоции, управлять собой.
Оберегайте ребенка от переутомлений, связанных с избытком информации и впечатлений (длительный просмотр телевизора, компьютерные игры).
Причиной повышенной возбудимости может стать недостаток физической активности. Каждый ребенок испытывает естественную потребность в подвижных, шумных играх. Поэтому не сдерживайте ребенка.
Нарушение поведения иногда возникает в ответ на психическую травму. Например, неблагоприятная атмосфера в семье, скандалы, или развод родителей, плохое отношение к ребенку, придирки и необъективное отношение учителей.
Что касается рациона ребенка. Предпочтение отдавайте продуктам, богатым витаминами и микроэлементами. Овощи предпочтительно подавать в вареном или пареном и свежем виде. Важное правило: не заставляйте ребенка есть если он не хочет!
Активные виды спорта - панацея для вашего непоседы!
Читайте ребенку сказки, лепите, рисуйте вместе. Даже если вашему малышу сложно усидеть на месте, он отвлекается постарайтесь довести занятие до конца.
Не забывайте проявлять свою любовь и говорить малышу, как сильно вы его любите.
Вы спросите: «И этого все? А как же отклонения и патология, которыми вас запугал невролог» Но лекарствами и успокоительными микстурами существующую проблему не решить. Они тормозят ребенка, подавляя его активность, но причину не устраняют. Гиперактивность - это не патология, а незначительное отклонение от нормы. Но при этом надеяться, что само пройдет и пустить на самотек, тоже не выход. Может и не пройти. И подросший ребенок начнет сталкиваться с проблемами в школе, ему будет сложно строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
В заключении хочу сказать, что эти советы не могут быть универсальным рецептом для всех. Каждый ребенок уникален и своеобразен, тем более нервный или гиперактивный. Это всего лишь общая схема. За более углубленными советами и консультацией можно обратиться к психоневрологу или неврологу.