Инфекционный токсикоз у маленьких детей
Инфекционный токсикоз - это неспецифический клинический симптомокомплекс, развивающийся в детском организме в ответ на воздействие инфекционного агента с бурным развитием нарушения гомеостаза и сознания. Нарушение сознания отличает инфекционный токсикоз от интоксикации. Выделяют такие виды нарушения сознания, как сомнолентность, ступор, сопор, кома. Поговорим про инфекционный токсикоз у маленьких детей.
Сомнолентность - состояние, характеризующееся вялостью, сонливостью с короткими, но часто возникающими периодами неглубокого сна. Ребенок безразличен (в том числе к матери), слабо реагирует на осмотр и переодевание. Он не плачет и кричит, а тихо стонет. Кожная чувствительность и сухожильные рефлексы снижены. Ступор - состояние оцепенения, из которого больной выходит с трудом. Могут возникать периоды двигательного беспокойства и появляться атетозоподобные движения. Рефлексы снижены. Реакция на боль сохранена, но непродолжительна.
Сопор - глубокий «сон», оглушенность. Кожная чувствительность не определяется, рефлексы вызываются с трудом и непостоянно. Реакция на инъекции неотчетливая. Глотание и зрачковые рефлексы сохранены.
Кома - выключение сознания с полной утратой восприятия окружающего и самого себя. Различают три стадии комы. Кома I стадии характеризуется наличием не координированных защитных движений, сохранностью зрачковых рефлексов. Больной лежит с закрытыми глазами. Кома II стадии характеризуется отсутствием зрачковых рефлексов и защитных движений на боль при сохранении спонтанного дыхания и сердечной деятельности. Кома III стадии характеризуется появлением грубых расстройств дыхания, артериальной систолической гипотензии (систолическое АД ниже 60 мм рт. ст.), фиксированным мидриазом, неподвижностью глазных яблок.
Оценка состояния сознания у детей дошкольного и школьного возраста проводится на основании словесного контакта с больным, у маленьких детей грудного и раннего возраста - по данным анамнеза и непосредственного наблюдения. Инфекционный токсикоз чаще возникает у маленьких детей грудного и раннего возраста, что обусловлено существованием у них ряда морфофункциональных особенностей. Наиболее значимые из них:
1) слабость биологических барьеров и низкая продукция иммуноглобулинов, интерферонов, пропердина, лизоцима, незавершенность фагоцитоза; это способствует легкому возникновению токсемии и генерализованных форм вирусных и бактериальных инфекций;
2) физиологическая напряженность обменных процессов (обусловленная интенсивностью роста на фоне низкого резерва в организме белков, углеводов, энергетических веществ), что ставит внутриклеточный гомеостаз в зависимость от ритмичности поступления указанных веществ с кровью, т. е. от условий кровоснабжения тканей;
3) склонность к диффузным общемозговым реакциям и быстрому возникновению судорог (в силу функционального доминирования в ЦНС ретикулярной формации, паллидарной системы, незаконченности миелинизации нервных волокон, слабой дифференцировки нервных центров, недостаточной координирующей функции коры головного мозга);
4) высокая ранимость вегетативных центров диэнцефальной области, обусловливающая легкое развитие расстройства терморегуляции; преобладание функции симпатического отдела вегетативной нервной системы определяет склонность к тахикардии;
5) повышенная проницаемость стенок капилляров, в том числе капилляров головного мозга; более высокая проницаемость легочных капилляров способствует быстрому развитию отека легких (у маленьких детей грудного и раннего возраста отек легких возникает при давлении в полости левого предсердия 15-20 мм рт. ст., у взрослых - 30 мм рт. ст.);
6) относительное преобладание минералокортикоидной активности коры надпочечников над глюкокортикоидной; это приводит к быстрому истощению резервов ГКС в коре надпочечников и задержке жидкости в организме, что в сочетании с повышенной проницаемостью капилляров легко приводит к развитию отека-набухания мозга;
7) высокая потребность детей грудного и раннего возраста в воде, превышающая (в пересчете на 1 кг массы тела) в 3 раза потребность взрослых, что, с одной стороны, обусловлено высоким содержанием воды в органах и тканях детей этого возраста, с другой - относительно большими физиологическими потерями жидкости с дыханием, потоотделением, мочой; высокая лабильность водного обмена у детей легко приводит к возникновению как гипер-, так и дегидратации;
8) физиологическая незрелость и легко наступающая недостаточность функций органов детоксикации: печени, почек, легких, кишечника;
9) высокая чувствительность сосудистых стенок и клеточных мембран к гипоксии и действию токсических факторов;
10) слабость адаптивных механизмов регуляции гомеостаза, быстрое превращение приспособительных реакций в патологические.
Кроме перечисленных, имеются индивидуальные предрасполагающие факторы. К ним относятся возраст детей (чаще от 2 мес до 2 лет), внутричерепная гипертензия, диатезы, сенсибилизация к чужеродному белку, дефицитные состояния.