Задержка развития речи у детей
Отставание развития речи от нормы у ребенка – явление в последнее время очень распространенное. В первую очередь уделяется внимание детям со схожими проблемами в возрасте до 4-х лет. Психологи, логопеды, другие детские специалисты с тревогой отмечают тот факт, что задержка развития речи у детей год от года встречается все чаще, а избавиться от проблемы удается с большим трудом. От уровня развития речи зависит многое, в частности, это непременное условие для нормального прогресса межличностного взаимодействия. В немалой степени мышление, память, внимание, воображение, а также прочие познавательные процессы зависят от того, насколько развита у ребенка речь. Успех лечения во многом зависит от того, насколько своевременно было диагностировано заболевание.
Задержка развития речи у маленьких детей возможна по следующим причинам:
- Нарушение внутриутробного развития;
- Психические расстройства;
- Травмы, в том числе родовые;
- Генетические факторы (например, медленное созревание отвечающих за речь нервных клеток);
- Нарушения слуха;
- Заболевания головного мозга.
Существуют определенные нормы развития речи у детей, отклонение от которых говорит о наличии тех или иных проблем. Обычно, отставание или опережение на пару месяцев не служит поводом для беспокойства, однако в тех случаях, когда дети отстают сразу по многим показателям (к таковым относятся различные речевые навыки), то здесь потребуется срочное вмешательство специалистов. В первые месяцы жизни развитие речи идет практически не прекращаясь, каждый месяц можно отметить какие-либо новые изменения, дополнения. Однако и на втором, третьем годах развитие не останавливается, следует внимательно следить за всеми изменениями, отмечая прогресс и заостряя внимание на имеющихся проблемах.
К чему следует отнестись с особым вниманием? На первых месяцах жизни ребенок не должен упорно молчать, если малыш не издает никаких звуков, необходимо посоветоваться с невропатологом. После 1 года ребенок начинает понимать слова, обращенные к нему, привлекает к себе внимание плачем. К полутора годам различает на слух предметы. К 2-м годам ребенок в состоянии выполнять простейшие команды («подними мяч», «дай кубик»). К 3-м годам малыш произносит слова отдельно и формирует из них осмысленные фразы. К 4-м годам ребенок произносит фразы, состоящие из предложений, в это время необходимо уделять внимание правильности произношения отдельных звуков.
Врачи чаще диагностируют задержку развития речи у ребенка в период от 3 до 4 лет, именно этот возраст является наиболее характерным для определения данного нарушения. Этот период обусловлен тем, что родители бьют тревогу и обращаются к врачу, когда проблема становится уже очевидной, упуская тем самым время, наиболее легкое для исправления дефекта. Становлению речи нужно уделять особое внимание с самых первых лет жизни ребенка, тем более, в случаях, когда для этого есть определенные предпосылки (тяжелые роды, травмы и т.д.).
В последние годы во врачебной практике многих специалистов значительно увеличилось количество детей, имеющих задержку развития речи, сопряженную с другими серьезными проблемами неврологического характера. Эти дети зачастую вообще не пользуются таким средством общения, как речь. В дополнение у них могут иметься нарушения двигательных, сенсорных систем, та или иная степень тугоухости, либо органы речи могут быть чем-либо поражены. Причем, интеллектуальный уровень таких детей вовсе не обязательно будет снижен, а в некоторых случаях бывает и весьма высоким.
Такие дети не могут самостоятельно адекватно реагировать на окружающую среду, они неправильно ее воспринимают, с трудом манипулируют ею, чтобы взаимодействовать с ней, понимать, учиться. В таких случаях требуется обязательная всесторонняя помощь различных специалистов: педиатров, дефектологов, невропатологов, логопедов и т.д. В подобных ситуациях речь идет о серьезных речевых нарушениях.
Однако не следует считать, что задержка развития полноценной речи у детей является неизлечимой патологией и в последующей жизни ребенку грозят какие-либо дефекты. Комплексный подход, позволяющий преодолеть любые интеллектуальные, физические, физиологические проблемы, поможет избавиться от патологии, не оставив от нее никакого следа. В то же время, если отмахнуться от этого вопроса, понадеявшись на его самостоятельное благополучное разрешение, высока вероятность того, что развитие такой важнейшей функциональной системы, как речь, останется с нарушениями, что повлечет за собой сложности в общении, во взаимодействии с окружающими.