Нарушение естественного развития ребенка
Сегодня 70 % современных детей испытывают трудности и нарушении естественного развития в обучении: им тяжело даются чтение, письмо, математика. Родители приходят на консультацию и говорят: «Учитель сказал, что ребенок способный, но не хочет выполнять его требования». А малыш в ответ на это жалуется, что преподаватель быстро говорит, в классе шумно или душно. Во время беседы с ребенком становится понятно, что он не то чтобы не хочет, а просто не может выполнять требования современной программы — кроха или чрезмерно возбужден или, наоборот, вял и апатичен.
А затем это подтверждается результатами нейропсихологической диагностики. Оказывается, если требования чрезмерно превышают возможности ребенка, он, либо уходит от этих требований, либо, выполняя их, платит слишком дорогую цену: у него снижается иммунитет, начинаются проблемы с вегетативной нервной системой. Неврозы, заикание, эмоциональная неустойчивость, страхи, болезни желудочно-кишечного тракта - такими могут быть последствия непосильной нагрузки. Что же такое нарушение естественного развития ребенка?
Гиперактивность и нарушении естественного развития, недостаточная сформированность базовых психических процессов, трудности с адаптацией в коллективе - все это проблемы энергетического блока мозга. Он формируется первым (до первого года жизни). Это благодаря ему мы выдерживаем нагрузки. Сейчас 85 % современных детей имеют проблемы, связанные с данными мозговыми структурами. Это значит, что 85 % первоклассников испытывают трудности в учебе или работают, что называется, на пределе своих сил и здоровья. Довольно часто, пытаясь объяснить труднообъяснимое, люди придумывают мифы. Один из них — о детях индиго. Этот миф не подтвержден никакими исследованиями. Но какой он сладкий! Если верить в него, то не нужно ходить к психологам, массажистам, заниматься с детьми оздоравливающими и укрепляющими практиками - следует просто оставить этих малышей в покое и не мешать им «развиваться». Миф об индиго появился в начале девяностых (это был «бум» симптоматики). Сегодня тогдашние дети стали взрослыми, но мир, несмотря на обещания авторов мифа, они не изменили. Напротив, с возрастом их продуктивность снизилась, они не стали учеными, изобретателями. А могли бы, если бы получили помощь и развили в себе заложенные от природы уникальные способности.
Чтобы было понятнее, что происходит с психикой ребенка при дизонтогенезе (нарушении естественного развития), я использую метафору «домик» профессора А. Р. Лурии: это домик, в котором живет наш мозг. Первый блок мозга называется блоком регуляции. О нем можно метафорически сказать «я хочу» - это фундамент. Сюда входят все стволовые структуры. Данный блок формируется от зачатия до года. При строительстве мы выстраиваем стены на основе фундамента, вот точно так же и мозг формирует корковые структуры. Второй блок - переработки и хранения информации. Его можно условно назвать «я могу» - это то, что мы можем услышать, осмыслить, используя все слуховые и зрительные анализаторы. И если «фундамент» у нас некачественный, то стены перекосятся. А третий блок - крыша - блок произвольной регуляции и программирования: «я должен». Он активно развивается всю жизнь, пока мы куда-то движемся и к чему-то стремимся.
Во время беседы с психологом у родителей часто возникает вопрос: «Если эти проблемы закладываются в раннем возрасте, то почему проявляются они именно в школе?» Дело в том, что именно посте зачисления в первый класс у малыша начинается новая жизнь, которая вынуждает его делать не то, что хочется, а то, что сказал учитель. Согласитесь, писать папочки - не самое интересное на свете занятие. А что делать родителям, если ребенку трудно учиться и каждое утро в доме школьника превращается в кошмар? Ведь малыша так сложно разбудить, собрать, а мысль о школе вызывает у крохи стойкое желание заболеть, что он с успехом и осуществляет. Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, грамотные рекомендации можно давать только на основе нейро-психологического тестирования малыша. Возможно, потребуется специальная коррекция, которая включает в себя общепсихологический, логопедический методы, массаж, пальцевый цигун, детскую йогу.
Проблемы с концентрацией внимания, как правило, дают о себе знать в школе, но начинаются гораздо раньше. Очень часто мама приходит на прием с малышом и говорит: «Я не понимаю, почему это с ним происходит. Моя беременность проходила хорошо, я до последнего дня работала». И тут уже многое становится понятно, ведь стволовые структуры мозга начинают формироваться как раз в пренатальный период. Малыш на последних сроках уже большой, ему нужно, чтобы мама не суетилась. Сейчас родители балуют отпрысков различными техническими новинками: игровыми приставками, компьютерами. А потом приходят на консультацию и говорят: «Ребенок дружит с компьютером, почему же в школе ему так тяжело все дается?» Важно, чтобы родители знали: детки с нейропсихическими нарушениями весьма подвержены различным зависимостям, и компьютерной в том числе. В 6-7 лет дети должны уметь вырабатывать свои правила и принимать правила другого человека. А в компьютере что? Когда играть надоело, просто вышел из игры или соц-сети. Не нужно совершать усилий, чтобы найти общий язык и договориться. Когда такие дети взрослеют, в работе им тоже тяжело, ведь нужно учиться выстраивать отношения с коллегами. Человек ищет род деятельности, в котором общение сведено к минимуму.
У малыша должно быть много разных занятий: рисование, музыка, танцы. Почему сегодня детский психолог стал востребован? Задумайтесь: наше поколение (теперешних родителей) проводило много времени во дворах. Мы играли в игры, делились друг с другом самым сокровенным, и нам не нужны были психологи. Практика показывает, что в большинстве случаев отчужденность — это проблема детей, живущих в мегаполисе.
Комментарии:
Оставить комментарийКликаем по кнопке "Добавить на Яндекс" и виджет установится у Вас на странице и Вы будете видеть свежие статьи с сайта